В четверг специалисты Минтранса приступили к проверке качества авиационного топлива, которым был заправлен разбившийся под Ярославлем Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. По словам замминистра транспорта Валерия Окулова, экспертиза займет двое суток. Из аэропорта «Туношна», откуда вылетел Як-42, изъяты документация и образцы топлива, сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Лайнер во время разбега так и не смог набрать заданный режим оборотов двигателя и именно поэтому упал с небольшой высоты на берег Волги. Но эксперты сомневаются, что такую версию можно считать основной. «Сейчас не зима, когда могли образоваться кристаллы льда и забить фильтры, – говорит «НИ» летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков. – Попадание песка или продуктов коксования маловероятно».
Версию о плохой работе диспетчера, который не скоординировал действия экипажа, специалисты также не рассматривают. «Роль диспетчера на взлете незначительна, – делится с «НИ» один из авторитетных экспертов по безопасности полетов. – Он может смотреть за разбегом и взлетом, но это не всегда происходит».
Пока официальных предположений о причинах катастрофы следственные органы не высказывают, наиболее распространенными остаются версии о технических неполадках, которые привели к сбою сразу двух двигателей, и о неоптимальных действиях экипажа. Александр Акименков считает возможным, что неполадки в двигателях могли вызвать посторонние предметы. «Сейчас много мелкой птицы сбивается в стаи. Пернатые могли оказаться на пути самолета и попасть в оба двигателя. Или камни с взлетной полосы. Перекрывается компрессор и падает тяга», – рассуждает летчик-испытатель. Вероятность того, что двигатели могли отказать из-за плохого состояния, эксперт по безопасности полетов считает мизерной, меньше 0,01%.
Специалисты не исключают, что могла иметь место ошибка пилота. Так, Александр Акименков склоняется к версии, что экипаж мог ошибочно не установить стабилизаторы на взлетном положении. «Если стабилизатор стоял на нуле, не хватает руля высоты, чтобы поднять нос самолета на те углы атаки, которые позволяют уйти от земли», – говорит летчик-испытатель. Другой собеседник «НИ» замечает, что катастроф с самолетами такого класса в мире в год происходит 12–15. По его мнению, причиной становится желание получить максимальную выгоду от перевозок: «Принцип регулярности работы экипажей не поддерживается, а вопросы безопасности исчезли из повестки дня».