Данные о 42 наиболее аварийных участках автодорог Москвы собирались самими водителями, которые оставляли специальные метки на электронной карте сервиса «Яндекс. Пробки». Наиболее опасными оказались перекрестки и съезды МКАД и Третьего транспортного кольца, причем на съезды с ТТК и МКАД пришлось свыше половины «горячих точек» из этого списка. Самыми аварийными признаны участок Третьего кольца от Шмитовского проезда до проспекта Мира и пересечение Ленинградского шоссе с МКАД, самой безопасной – Бережковская набережная. Развязки и перекрестки не случайно стяжали себе славу наиболее опасных мест для водителей. Одновременно это наиболее затрудненные для проезда участки: где пробки, там и аварии.
Эксперты признают, что обострение транспортных проблем в Москве имеет системные причины. Здесь и острый дисбаланс между плотностью застройки и транспортным ресурсом территории. И зримая деградация наземного электротранспорта: в столице заасфальтировано более трети трамвайных путей. И, наконец, неадекватная конфигурация улично-дорожной сети: свыше половины поездок в центр города вызваны отсутствием удобных связей между периферийными районами.
Однако ничуть не в меньшей мере, указывают эксперты, на усиление пробок работает и отсутствие у водителей стандартов толерантного поведения на дорогах, элементарное нетерпение. Пытаясь побыстрее преодолеть перекресток, автовладельцы нарушают правила и попадают в ДТП. А дорожные аварии в свою очередь кратно увеличивают напряженность дорожного трафика, создавая многокилометровые заторы. Порочный круг замыкается.
Как подсчитали недавно специалисты общественного центра «За безопасность российских дорог», из-за простоя машин в пробках каждый год Москва и Санкт-Петербург теряют в сумме 1 трлн. руб., и с каждым годом эта цифра растет. Людей, нарушающих правила ради скорости езды, можно понять. Понять, но не простить: ведь ежегодно в московских ДТП гибнут несколько тысяч человек. Причем свыше 40% погибших и 43% раненых от общего числа ежегодных жертв ДТП в столице приходится на пешеходов. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах критически не хватает внеуличных переходов и переходов, оснащенных светофорами. У водителей тоже немало претензий к пешеходам. Что толкает этих в принципе законопослушных граждан на нарушение режима перехода улицы, поперек скоростного движения? Как показывают исследования общественного центра «За безопасность российских дорог», лишь половина пешеходов способны спокойно простоять на тротуаре несколько десятков секунд. Другой половине кажется, будто в ожидании зеленого света они провели гораздо больше времени, нежели на самом деле. Пример одного нарушителя становится искушением для всех остальных: «Почему я должен стоять?»
«Это как раз тот случай, когда действительно должен, – говорит генеральный директор ОАО «НИИ автомобильного транспорта» Игорь Титов. – У автомобилистов и пешеходов должно быть абсолютно четкое понимание: нарушая ПДД, они не только играют жизнью – своей и чужой. Создавая аварийные ситуации, они работают на удлинение пробок. Одержать победу над пробками и авариями невозможно одними лишь технологическими средствами. Эта победа может быть только идеологической и нравственной. Именно на это нацелена общенациональная публичная кампания, проводимая в рамках реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». В частности, отметил эксперт, под эгидой Минтранса России проводятся конкурсы профессионального мастерства водителей массового городского транспорта: «Подавать пример безаварийной езды, задавать стандарты дорожной толерантности должны именно они».