Posted 31 августа 2011, 20:00
Published 31 августа 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:18
Updated 8 марта, 06:18
Болезненная активность
«До того как отечественные медики начали переименовывать старые болезни на новый лад, переходя на Международную классификацию болезней (МКБ), у кардиологов существовал такой диагноз – «стенокардия напряжения», – говорит доктор медицинских наук Константин БЕСПАЛОВ. – При этом состоянии боль за грудиной (кардиалгия) возникает при физической нагрузке – быстрой ходьбе по улице, подъеме в гору и по лестнице, резких мышечных усилиях. Сейчас эти жалобы считаются главными признаками ИБС. Причина неприятных ощущений – острое кислородное голодание (ишемия) участка миокарда, вызванное внезапным перебоем в притоке крови. Болезненная реакция сердца на физические и эмоциональные нагрузки бывает в начале ИБС. Со временем болезнь дает о себе знать даже в состоянии покоя, как правило, по ночам. С самых первых дней после того, как диагноз установлен, перед больным и его врачом встает очень важная задача. С одной стороны, сердце нельзя чересчур напрягать. С другой – если не давать ему работы, миокард еще больше ослабеет, и приступ ИБС может случиться даже во время минимальной активности, например при натуживании в туалете. Так что в первые месяцы после появления боли за грудиной или в области сердца надо вести себя очень осторожно и физически, и эмоционально. А когда состояние стабилизируется, то есть приступы будут возникать при определенном относительно стабильном уровне физической активности, ее можно будет постепенно увеличивать».
Пороговая зона
Чтобы узнать свой допустимый предел (а он индивидуален у каждого) и определить физкультурный класс, нужно пройти тест на велоэргометре или тредмиле – беговой дорожке с параллельной записью частоты пульса и ЭКГ. Это важно сделать еще и потому, что у некоторых людей ишемические эпизоды не сопровождаются болевым синдромом. Приступ есть, а боли нет! Человек считает себя здоровым, а потом раз – и инфаркт миокарда или сердечная недостаточность! Такие состояния выявляются благодаря ЭКГ. Частота сердечных сокращений (ЧСС), при которой отмечаются изменения на ней или возникает боль, и есть порог допустимой нагрузки. Всегда носите с собой напульсник и следите, чтобы ЧСС была чуть ниже порогового значения.
По каким-то причинам нет возможности пройти пробу с физической нагрузкой? Тогда ответьте на вопросы приведенного ниже теста или просто подсчитайте пульс при возникновении боли и постарайтесь в дальнейшем не доводить его до этой величины. Например, если сердце начинает ныть при ЧСС 115–120 ударов в минуту, то интенсивность физической нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС была не выше ста.
«Избегайте больших статических усилий (подъем и перенос тяжестей), – предупреждает специалист по ЛФК Ольга ГОЛОВИНСКАЯ. – Предпочтительнее динамическая нагрузка – ходьба, плавание, езда на велосипеде, бег. При малоподвижном образе жизни полезно хотя бы 2–3 раза в неделю заниматься посильной физической активностью, не доводя частоту пульса до порогового значения. Меньше пользуйтесь транспортом, больше ходите пешком в удобном для вас темпе, откажитесь от лифта или, если живете на одном из верхних этажей, вызывайте его на второй или третий. Но не тренируйтесь через силу!»
Сердечник за рулем
С одной стороны, казалось бы, что может быть лучше: сел в машину и поехал, куда нужно, не ощущая ни одышки, ни боли за грудиной? А с другой – вождение – это большая эмоциональная нагрузка, на дорогах часто создаются аварийные ситуации, очень трудно сохранять спокойствие в пробках. Малейшее волнение – и возникает приступ. А иногда острая боль или эпизод аритмии могут появиться и без видимого повода. Бывает, что сердечники даже умирают за рулем, подвергая опасности тех, кто едет рядом. Так можно ли человеку после инфаркта или другого серьезного сердечного заболевания садиться за руль? Профессиональное вождение в таких случаях в России официально запрещено. Водителей автобусов и прочего транспорта в таких случаях трудоустраивают в смежных областях, не связанных с вождением. Они могут трудиться диспетчерами, автослесарями. Иногда по специальному разрешению ВТЭК им разрешается садиться за руль и ездить на территории автохозяйства. Поскольку подобное трудоустройство снижает социальный статус человека, ему устанавливают III группу инвалидности, а значит, он получает еще и пенсию.
Что касается автолюбителей, то тут вопрос с вождением решается по ситуации. При благоприятном течении болезни уже через 2–3 месяца человек, водивший машину до инфаркта, при желании может пользоваться ею как предпочтительным транспортным средством. Если же выздоровление затянулось, сердечные приступы сохраняются в покое и при элементарных физических усилиях, имеются пароксизмальные нарушения ритма сердца, вызывающие обморочное состояние, наблюдаются внезапные и значительные колебания артериального давления, то водить автомобиль не рекомендуется.
«Сидеть за рулем – весьма ответственная работа, сопряженная с психоэмоциональным стрессом, – предупреждает кандидат медицинских наук Станислава ВСЕСЛАВСКАЯ. – Порой она вызывает выраженное напряжение и стрессорные реакции даже у здоровых и опытных водителей. Что же говорить о сердечниках? Конечно, они должны осознавать всю сложность и ответственность ситуации. Нужно вести себя так, чтобы свести к минимуму риск чрезмерного психоэмоционального напряжения: не ездить в часы пик, пользоваться хорошо известными и удобными маршрутами, следить за скоростью и не входить в азарт, не пререкаться с другими водителями или пешеходами, делать остановки при появлении признаков утомления. И, безусловно, следует немедленно притормозить у обочины при возникновении неприятных ощущений со стороны сердца. Всегда имейте при себе нитроглицерин или другое назначенное врачом лекарство и принимайте его при первых же симптомах неблагополучия, при малейшем намеке на боль в сердце».
Еще одно предостережение. Поскольку физические нагрузки сердечникам противопоказаны, следует подстраховаться и сделать так, чтобы самому не пришлось на трассе поднимать тяжести, толкать машину, менять колеса. Щадите свое здоровье: если возникает непредвиденная ситуация, не считайте унижением попросить помощи у других водителей. Старайтесь не пускаться в путь, особенно дальний – на дачу или в отпуск на юг, – в одиночку. Вам же будет спокойнее, когда рядом близкий и надежный человек. Мало ли что может случиться в дороге! Ведь она, как известно, полна неожиданностей.