Posted 30 августа 2011, 20:00

Published 30 августа 2011, 20:00

Modified 8 марта, 05:58

Updated 8 марта, 05:58

Блудный попугай возвращается

30 августа 2011, 20:00
На этой неделе приступил к своим обязанностям новый директор студии «Союзмультфильм» Николай Маковский, с приходом которого многие аниматоры ждут заметных изменений. Вообще уходящее лето очень оживило будни российского анимационного сообщества. После июньской встречи с Владимиром Путиным и щедрых обещаний, которые были

Безусловно, для начала сделано немало. Полмиллиарда дополнительного финансирования – уже многого стоят. Лишних 500 млн. рублей, которые аниматоры получили в 2011 году, – это существенная прибавка, особенно с учетом того, что на протяжении всех 2000-х годовой бюджет российской анимации составлял 250–300 млн. рублей. Дополнительное финансирование идет не через Министерство культуры, как это было раньше, а через Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Проекты на любые мультфильмы (авторские короткометражки, сериалы, полные метры) фонд принимал с 8 по 22 августа. Как сообщил «НИ» руководитель рабочей группы по проектам фильмов для детей и юношества Илья Попов, в общей сложности они получили 140 заявок суммарной стоимостью 5 млрд. рублей. По словам г-на Попова, теперь проекты будут разделены на две группы. Авторское короткометражное кино будет рассматриваться в сотрудничестве с Министерством культуры. А сериалы и полнометражные фильмы будет изучать возглавляемая Поповым рабочая группа, состоящая из режиссеров и продюсеров Анатолия Прохорова, Игоря Ковалева, Тимура Бекмамбетова, Ларисы Малюковой и других. Все решения будут приняты не позднее конца сентября.

Еще одной хорошей новостью последних дней стало назначение на пост директора студии «Союзмультфильм» Николая Маковского. Комментируя эту новость, историк анимации Георгий Бородин объяснил «НИ», что Маковский не только лучшая, но, в сущности, единственно возможная кандидатура на эту должность: «Во-первых, он стопроцентно порядочный человек. Во-вторых, я сомневаюсь, чтобы у кого-нибудь из опытных руководителей было достаточно альтруизма, чтобы браться за эту работу. Это должность «расстрельная». Тут невозможно ничего украсть, можно только созидать».

Организационные вопросы Маковскому еще предстоит решать, а вот творческая платформа обновляемого «Союзмультфильма» уже сегодня известна. Ветераны мультипликации – собственно, те люди, которые и лоббировали назначение Маковского, – хотели бы возродить советские традиции, сделав акцент на добром, умном, талантливом анимационном кино для детей. Заслуженный редактор и сценарист, человек, проработавший на «Союзмультфильме» 50 лет, Наталья Абрамова рассказала «НИ» о планах коллектива студии: «Мы всегда помнили, что «Союзмультфильм» и его работы могут принести много счастья малышам. И сейчас мы бы хотели воссоздать академическую студию, которая несла бы в будущее наши лучшие традиции национального и интернационального искусства». В ближайших планах сделать полнометражный фильм про попугая Кешу (сценарий Александра Курляндского, главного героя озвучивает Геннадий Хазанов) и возобновить альманах «Веселая карусель». Кроме того, при студии планируется открыть анимационные курсы.

Если работники ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» смотрят в будущее с надеждой, то сотрудники бывшего ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», а ныне «Объединенной государственной киноколлекции» вот уже два месяца находятся в подвешенном состоянии, поскольку на упомянутом совещании премьер Путин велел «разогнать» эту организацию, вняв жалобам анимационных режиссеров на недостаточные авторские отчисления. С того момента в СМИ поступает самая разная информация насчет правительственных планов. То говорится, что ОГК нельзя расформировывать, поскольку тогда «союзмультфильмовское» наследие автоматически станет народным достоянием (то есть его можно будет смотреть и даже показывать, не делая авторских отчислений), то озвучиваются планы преобразовать структуру ОГК и объединить его с «Госфильмофондом», то оставить ОГК, а прибыли направить в Фонд кино, то, наконец, кто-то из чиновников сообщает, что все будет сделано ровно по решению Путина.

Вся эта неразбериха привела, наконец, к тому, что аниматоры пожалели уже об адресованной Путину просьбе. На мультимедийном мосту «Москва–Киев» в минувшую пятницу один из инициаторов ликвидации ОГК Юрий Норштейн публично выразил беспокойство, что в конечном итоге мультипликационные режиссеры вовсе останутся без денег, а виноватым назначат самого Норштейна и других авторов ходатайства. «Эту проблему надо решать аккуратно, – заявил г-н Норштейн во время встречи. – Но сам принцип отчислений денег и процент от проката ветеранам, тем, кто нуждается, тем, кто болен, должен быть сохранен».

Что до самой «Госкиноколлекции», она, несмотря на все эти треволнения, работает пока в привычном режиме. Пресс-секретарь ОГК Сергей Горбунов сообщил «НИ», что за два минувших месяца «Госкиноколлекция» не получила ни одного документа, подтверждающего слухи о намерении правительства расформировать эту структуру, и о разнообразных перипетиях истории их ликвидации они узнают от журналистов, регулярно обращающихся за комментариями.

Пока что не получило внятного продолжения и еще одно благое намерение – а именно, распоряжение Путина о формировании рабочей группы под началом вице-премьера Александра Жукова. Напомним, эта группа планировалась для обсуждения будущего Центра российской анимации, а также государственной анимационной политики в целом. По словам Ильи Попова, это промедление связано с большой загруженностью правительства и периодом отпусков. Однако задержка не означает окончательного отказа от проекта. «Мы надеемся, что уже в начале сентября дело сдвинется с мертвой точки и группа будет создана в самое ближайшее время», – сообщил «НИ» Попов.

Подпишитесь