Межрайонная природоохранная прокуратура Москвы обнаружила незаконное строительство на особо охраняемой природной территории. Об этом в четверг сообщила на своем сайте Генпрокуратура РФ. Речь идет о ландшафтном заказнике «Долина реки Сетунь». Самовольные строительные работы велись с середины апреля по май 2011 года на площади 925 кв. метров. В заказнике уже возведено строение из бетонных блоков. Окружающей среде причинен ущерб на сумму более 18 млн. рублей. Уголовное дело возбуждено по статье 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».
А накануне стало известно, что природоохранное законодательство нарушали руководители еще семи городских парков. Та же природоохранная прокуратура обнаружила свалки бытовых отходов, аварийных и сухостойных деревьев, остатки костров и следы автотранспорта в парках «Измайлово», «Кузьминки-Люблино», «Битцевский лес», «Покровское-Стрешнево», заказниках «Теплый Стан» и «Дегунинский». Но рекордсменом стал парк «Москворецкий», где помимо свалки площадью 800 кв. метров и 20 кострищ, нашлись автосервисы и автомойки. Кстати, на днях главный архитектор Москвы Александр Кузьмин отметил, что «статус природоохранной территории применительно к данному месту существует лишь на бумаге. В парке расположены бывшие базы, склады, сельхозпредприятия. Единственное, что здесь могут посетить люди, – ресторан и байкерский клуб». Особо охраняемые зоны, напомним, созданы не для отдыха людей, а для сохранения уникальных растений, животных или птиц.
Руководители парков на претензии прокуратуры отвечают, что приставить к каждому кусту охрану они не в силах. По словам директора «Гильдии экологов» Вячеслава Панькова, нередко единственными «санитарами леса» становятся местные жители, а не стражи порядка или администрация парков. «В прошлом году была ликвидирована экологическая милиция, которая худо-бедно, но выезжала на срочные вызовы. Тогда это объяснили тем, что природоохранные функции не характерны для МВД, – рассказал «НИ» эксперт. – Сейчас жаловаться почти некуда. «Горячая линия» департамента природопользования постоянно перегружена, а природоохранная прокуратура не самый оперативный орган, у них нет инспекторов, которые могли бы работать круглые сутки семь дней в неделю. Не станешь же вызывать в случае спила деревьев участкового – он даже не в курсе, как выглядит порубочный билет. Необходимо либо создать группу оперативного реагирования при прокуратуре либо возрождать отдельный орган наподобие экологической милиции».