– По данным статистики, молодежь составляет почти треть населения нашей страны...
– Да, но при этом наша молодежь неоднородна. Я много езжу по регионам и всегда встречаюсь с молодежью. Если говорить о возможностях, мобильности – в обучении, переездах, коммуникациях, – жизнь молодого человека сегодня может быть очень насыщенной. Молодость даже в политике перестала быть недостатком.
– Какова сегодня судьба федерального закона «О государственной молодежной политике»? Нашей стране, и в частности молодежи, нужен этот закон? В чем причина того, что он никак не может быть принят?
– У этого законопроекта непростая судьба. Сложились две позиции относительно его необходимости. Согласно первой, отдельный закон о молодежи и молодежной политике не нужен, поскольку это необоснованное наделение какими-либо привилегиями отдельной социальной группы по возрастному признаку. Молодежь не ущербна и не дискриминируема, обладает такими же правами, как, например, пенсионеры. Молодежная политика при таком подходе понимается как решение вопросов образования, спорта, культуры и досуга молодежи – тех направлений, которые и сейчас финансируются из федерального и региональных бюджетов. К тому же во многих регионах принят свой закон о молодежной политике. Значит, она может развиваться и без федерального закона.
– Другая точка зрения состоит в том, что закон все же необходим?
– Вы правы, вторая точка зрения именно такая: в законе следует закрепить основные понятия, связанные с молодежной политикой, ее принципами и задачами. В случае принятия он будет иметь обязывающую силу для всех регионов, не будет зависеть от отношения и приоритетов региональной власти.
– И молодежная политика в этом случае уже не будет финансироваться по остаточному принципу...
– Совершенно верно. И само понимание молодежной политики в данном случае шире: оно включает и инфраструктуру, и подготовку кадров в этой сфере. Дискутируя о необходимости принятия федерального закона «О государственной молодежной политике», мы, к сожалению, забываем о принятии Федеральной целевой программы «Молодежь России», которая позволит на практике реализовывать молодежную политику. Поэтому мое мнение: нам не столько нужно беспокоиться о скорейшем принятии декларативного федерального закона, закрепляющего понятия «молодежь» и «молодежная политика», сколько приложить максимум усилий к принятию федеральной целевой программы, которая уже разработана и проходит сейчас согласования в заинтересованных федеральных органах. Сейчас депутатами комитета по делам молодежи, который я курирую в качестве заместителя председателя Госдумы, разработан проект новой редакции федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». На разных площадках уже проходит обсуждение этого документа. С моей точки зрения, его принятие поможет решить большую часть проблем, существующих в нормативном регулировании молодежной политики в нашей стране.
– На ваш взгляд, чего главным образом не хватает молодежной политике на современном этапе?
– Достаточного нормативного регулирования, которое бы сформировало организационно-правовое поле для ее реализации.
– Но ведь существует Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная правительством в 2006 году?
– Существует, но она носит рекомендательный характер. Есть и позитивные изменения в законодательстве. Например, был принят закон, обеспечивающий право избираться в муниципальные органы власти с 18 лет или к олимпийскому строительству будут привлекаться студенческие отряды. Но все же этих мер недостаточно, чтобы комплексно представить молодежную политику. Также очевидно, что основная работа на федеральном и региональном уровнях ведется с молодежным студенческим активом, и в гораздо меньшей степени уделяется внимание группам риска, рабочей молодежи. Выступления на Манежной площади и недавние погромы в Лондоне должны стать стимулом для разработки комплекса мер по работе с этими группами. Процесс разработки данного комплекса мер не может быть быстрым: собирается статистика, экспертные мнения, которые, к сожалению, зачастую имеют противоположные взгляды на проблему. Депутаты Госдумы совместно с правительственными органами в сфере молодежной политики готовы привлекать к разработке данного комплекса мер ведущих российских психологов, педагогов, социологов, просто неравнодушных людей, членов молодежных общественных организаций.
– 22 марта этого года появился Молодежный парламент при Госдуме. Чем он занимается? В чем его отличие от Общественной молодежной палаты?
– В соответствии с постановлением Государственной думы от 22 марта 2011 года в России впервые создан Молодежный парламент – правопреемник Общественной молодежной палаты. Изменения затронули не только название, но и порядок формирования руководящих органов федерального Молодежного парламента. Ранее руководство Общественной молодежной палаты избиралось по рекомендации председателя Госдумы, ее руководителем мог быть избран только действующий федеральный депутат. Теперь ответственность за результаты работы Молодежного парламента возлагается на саму молодежь, так как избрание руководства будет осуществляться из состава Молодежного парламента самими молодежными парламентариями. Вообще, Молодежный парламент при Госдуме является в большей степени школой парламентаризма. Причем очень хорошей школой – во время работы Думы пятого созыва членами молодежной парламентской структуры разработано порядка 25 законопроектов, направленных на защиту прав и законных интересов молодежи. Почти все они обсуждались на заседаниях профильных комитетов, некоторые получили положительные заключения действующих депутатов. Молодежный парламент при Госдуме очень открытый и современный орган. За его деятельностью можно следить в Интернете на сайте молодежного парламентского движения России www.newparlament.ru. Там выложены все стенограммы заседаний Молодежного парламента и его комиссий, разработанные ребятами законопроекты. Кстати, последние заседания Молодежного парламента мы проводили в электронном формате, и данный опыт признали очень удачным.
– Как Молодежный парламент взаимодействует с думским комитетом по делам молодежи?
– Во-первых, Молодежный парламент при Госдуме по направлениям своей деятельности разрабатывает и принимает решения в форме рекомендаций для их рассмотрения в профильных комитетах Думы. Соответственно, эти рекомендации рассматриваются и в комитете по делам молодежи. Во-вторых, Молодежный парламент в трехдневный срок после принятия своего решения направляет его в комитет по делам молодежи. Кроме того, раз в полгода молодежные парламентарии выступают на заседании комитета по делам молодежи с докладом о своей деятельности. Все это прописано в положении о Молодежном парламенте при Государственной Думе.
– После предоставления Молодежному парламенту права давать свои рекомендации и напрямую работать со всеми профильными комитетами Думы он окончательно приобрел статус площадки, используя которую молодежь может продвигать свои предложения по совершенствованию всего федерального законодательства. Молодежь это использует?
– Использует, причем очень грамотно. За последние годы во многих регионах России были приняты разработанные ими или при их участии законодательные акты, начиная от профильных региональных законов о молодежной политике и заканчивая законами о поддержке молодых ученых, запрете продажи алкоголя в ночное время суток, об общественных отрядах охраны правопорядка. Эффективность законотворческой работы молодежных парламентов подтверждается и тем фактом, что в отдельных регионах были приняты поправки в их основные законы, наделяющие молодежные парламенты правом законодательной инициативы.
– Проведение Года молодежи в России завершилось. Теперь проблемам молодежи будет уделяться меньше внимания?
– Это не означает, что про молодежь забыли. И сами молодые люди про себя забыть не дадут – я уже говорила про молодежные парламенты. Молодежь проявляет все больший интерес к политической жизни страны. Я считаю, что это хороший знак, ведь цель молодежной политики – создавать условия для всестороннего развития молодежи, формируя ответственное, неравнодушное и самостоятельное поколение.