«Проведение конкурсов водителей массовых видов транспорта, – рассказал «Новым Известиям» замминистра транспорта РФ Николай Асаул, возглавляющий оргкомитет обоих мероприятий, – предусмотрено ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Цель мероприятий – укрепление профессиональных навыков тех, кто ежедневно садится за руль автобусов и трамваев. Выявление лучших из них, распространение их опыта. Конкурсы, с их широким публичным резонансом, улучшают психологический климат в трудовых коллективах. Поднимают престиж работы в транспортной отрасли, снижают текучесть кадров».
Однако гораздо важнее, считает замглавы Минтранса, что конкурсы водителей способствуют формированию стандартов толерантного поведения участников дорожного движения. Аварийность на дорогах – наш национальный бич. Статистика ужасна: ежегодно в ДТП погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. За последние 7 лет на дорогах погибли 7 900 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 166 020 детей. Демографический ущерб от ДТП и их последствий за 2004-2010 годы превысил полмиллиона человек. «Уничтожено, считай, население среднего областного центра», – с горечью констатирует Николай Асаул. Суммарный размер ущерба от ДТП и их последствий за 2004-2010 годы Минтранс России оценивает почти в 7 трлн. 330 млрд. рублей.
Успешная реализация ФЦП безопасности дорожного движения и соответствующих региональных и муниципальных программ переломила смертную динамику: число погибших в ДТП сократилось с 34,5 тыс. человек в 2004 году до 26,5 тыс. человек в 2010 году. То есть почти на четверть. «Это результат не только ужесточения наказаний за нарушение ПДД, но и эффективной публичной кампании против безответственной езды, за толерантное поведение водителей на дорогах, за развитие у них гражданского правосознания, – убежден генеральный директор ОАО «НИИ автомобильного транспорта» Игорь Титов. – В том числе – конкурсов профессионального мастерства водителей. Мы исходили из того, что подавать пример безаварийной езды, задавать стандарты дорожной толерантности обязаны именно водители городского транспорта. Их поведение создает основу водительской солидарности против безответственности, которая оборачивается массовой гибелью людей на дорогах». Минтранс, разумеется, не собирается почивать на лаврах. В проекте новой профильной ФЦП на 2013-2020 годы акцент на развитие системы профессиональных конкурсов водителей планируется еще усилить, говорит Титов.
«Вообще-то водитель – профессия романтическая, – рассуждает занятый подготовкой к конкурсу директор нижнекамского ГУП «Горэлектротранспорт» Рафаил Хабибуллин. – Водитель трамвая, например, начинает смену, встречая на рельсах рассвет, а город еще досматривает последние сны... Но водителем городского транспорта может стать не всякий. Это не просто экспедитор, прокладка между рулем и креслом. На нем – техническое обслуживание транспортного средства: мойка, заправка, смазка, осмотр, устранение неисправностей прямо на дороге. Он должен обладать отменной реакцией, хорошей зрительной и моторной памятью, недюжинным пространственным воображением. А главное – он в ответе за безопасность людей. И их жизни должны быть для него дороже его собственной».
Модернизация транспортной системы страны – это ведь не только новые дороги, новая логистика, новые автобусы и трамваи. Это и новые люди за рулем. Конкурсы ответят на вопрос, кем нужно быть, чтобы профессия водителя стала для вас призванием, а не просто способом зарабатывать на жизнь.