Posted 22 августа 2011, 20:00
Published 22 августа 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:03
Updated 8 марта, 06:03
Потребление алкоголя в России сократилось с 18 до 15 литров на душу населения в год. Такую статистику привел на днях главный нарколог РФ Евгений Брюн, добавив, что «следующее поколение, наши дети, уже будет трезвым». Главной причиной деалкоголизации населения эксперты называют недавно введенные ограничения на продажу спиртного ночью. В Москве, например, алкоголь с содержанием этилового спирта более 15% вот уже без малого год нельзя купить с 10 вечера до 10 утра, а в области – позже 21.00 и раньше 11.00. По данным ВОЗ, такой метод считается наиболее эффективным, если требуется быстро уменьшить пьянство в стране. Ночные покупки, как правило, происходят спонтанно, люди заходят в магазин уже нетрезвыми, желая «догнаться», а «продолжение банкета» часто чревато несчастными случаями и преступлениями.
После запрета на ночную продажу спиртного уровень преступности в Москве снизился на 23%, говорит сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарья Халтурина. Правда, простые москвичи большой разницы не почувствовали. Опьянение от пива после крепкого спиртного зачастую проходит тяжелее, чем при неукоснительном соблюдении «градусности», а значит, вероятность нетрезвых дебошей только растет. «В начале августа около трех часов ночи у меня сработала сигнализация на машине, которую я припарковала на стоянке перед круглосуточным супермаркетом, – рассказывает «НИ» жительница района Северное Тушино Наталья Трубкина. – Я выглянула в окно и увидела, что она перевернута. Спустилась вниз, вызвала полицию, написала заявление, а когда возвращалась обратно из отделения, увидела, что на ступеньках магазина стояли несколько молодых людей. Охранники супермаркета, цинично фотографировавшиеся с моей машиной, сказали, что по ночам тут собирается толпа напившейся молодежи, которая вполне могла перевернуть авто. Участковый полицейский также сказал мне, что место рядом с магазином считается проблемным: постоянные драки, дело доходит до поножовщины».
Полусухой закон
В конце июля президент России Дмитрий Медведев подписал изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно поправкам, продажа горячительных напитков запрещена на общероссийском уровне с полуночи до восьми часов утра, при этом регионы имеют право сужать «временной коридор» на свое усмотрение. Ограничения касаются не только крепкого спиртного, что раньше действовало только в 60 регионах страны, но и вина, ликеров и прочей слабоалкогольной продукции. Впрочем, и в разрешенные часы бутылку вина будет купить сложнее. Спиртное запрещено продавать на остановках городского транспорта, рынках, вокзалах, в аэропортах, на автозаправках, объектах военного назначения, местах массового скопления граждан. А употребление алкоголя будет считаться противозаконным не просто в «абстрактных» общественных местах, как это выглядело в КоАП, а во дворах, подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах отдыха.
Под запретом оказалась розничная торговля этиловым спиртом на Крайнем Севере, где раньше этот товар не облагался высокими налогами, стоил дешево, что обуславливало его крайне высокую популярность среди местного населения. Отныне все перевозчики спиртных напитков должны будут пройти лицензирование: по мнению авторов поправок, это позволит эффективно бороться с контрафактным и суррогатным спиртным. Кроме того, Росалкогольрегулирование получило право отзывать лицензию, в том числе в досудебном порядке, что также снизит объемы «паленой» водки на рынке. И, наконец, закон запретил рекламу всех алкогольных напитков, включая пиво, на телевидении. «Может быть, какой-то процент молодых людей можно и уберечь, если окончательно убрать рекламу пива», – предполагает анонимный алкоголик Дмитрий. Во время его второго пребывания в наркологии больные каждый вечер собирались у телевизора, а там начинали крутить рекламу пива: «Вся наркология просто слюной обливалась». Однако руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов объясняет «НИ», что «реклама влияет не на принятие решения о покупке спиртного, а на выбор бренда».
Губит людей не пиво
Особое внимание в новой версии закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» уделено пиву. Новая версия закона с 2013 года предусматривает запрет на торговлю напитками крепостью выше 1,5 градуса ночью и полное изъятие товара из ассортимента ларьков и киосков. Исключение делается только для напитков, в которых градус достигается за счет естественного брожения – кваса, кефира, кумыса. Авторы поправок считают, что так страна избавится от эпидемии пивного алкоголизма. Любопытно, но, по данным Союза российских пивоваров, с 2007 года в отрасли идет постоянный спад производства и потребления. «В 2010 году производство сократилось почти на 5%, – комментирует ситуацию «НИ» исполнительный директор организации Алик Туйгунов. – Потребление пива в 2007 году составляло 81,3 литра в год, к 2010-му этот показатель снизился до 69,7 литра в год. Для сравнения: в Германии и Чехии потребляют значительно больше 100 литров в год на человека».
По словам эксперта, в документе содержатся фундаментальные недоработки, из-за которых правоприменение закона будет затруднено. «На наш взгляд, закон не будет содействовать снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Дело в том, что сейчас в структуре потребления алкоголя в России преобладают крепкие напитки, а не пиво, – пояснил «НИ» Алик Туйгунов. – Потеряв возможность приобретать пиво, потребители будут вынуждены заменять его крепким алкоголем или его некачественными аналогами, которые более доступны по цене. Кроме того, запрет на продажу напитков крепостью выше 0,5% в ларьках и киосках может навредить малому и среднему бизнесу, где около 40% прибыли формируется как раз за счет продажи напитков, в том числе и пива. После того как пиво исчезнет из нестационарных торговых точек, вероятно повышение уровня безработицы. Надо учитывать, что в России существуют регионы с неразвитой сетью стационарной торговли. Потребители пива в таких областях могут вообще лишиться возможности приобретать пенный напиток». Кроме того, ряд экспертов прогнозируют резкий рост цен на хмельной напиток, поскольку производители и продавцы постараются компенсировать хотя бы часть издержек.
Без вина виноватые
Впрочем, строгость любого закона компенсируется необязательностью его выполнения. Как показал годичный опыт, москвичи не устают находить новые способы добычи заветной «чекушки». Например, еще несколько месяцев назад в крупных супермаркетах действовал такой «алкоритм»: покупатель брал бутылку крепленого, прямо в зале открывал ее и делал глоток из горлышка. После чего продавцы просто обязаны принять оплату за покупку товара, вскрытого в зале. Не мешало даже то, что кассы могли быть заблокированы – товар пробивался на следующее утро. В магазинах поменьше бутылки с «зеленым змием» пробивались заранее, а запас использовался после 22.00 с наценкой порядка 20%. Такой бизнес, конечно, грозит крупными штрафами или лишением лицензии для магазина, но кто не рискует – тот не продает шампанское, полагают ушлые торговцы.
Молодежь с успехом использует современные технологии. Так, крепкий алкоголь можно заказать в специализированном интернет-магазине или на предприятии общепита – на них временные ограничения по продаже не распространяются. Обойдется такая пьянка, конечно, дороже, чем при покупке спиртного в магазине, но жажда алкоголя нередко побеждает. Желающие сэкономить могут заказывать выпивку целыми канистрами через социальные сети. Качество «рома», «текилы» и «виски», мягко говоря, в своеобразных емкостях, сомнительное, зато стоит такой алкоголь дешевле, чем в магазинах, а с курьером можно договориться о доставке в любое время. Также спиртное в крупном магазине можно оплатить карточкой по Интернету, а забрать уже потом.
Нарушения «часа трезвости» достаточно распространены, признают эксперты. «Всякий закон ложится на некую почву, которая определяется состоянием культуры населения. Какой бы хороший ни был закон, если нет достаточной культуры населения, он не будет работать, – рассуждает Александр Немцов. – Ограничения по времени – вещь хорошая, но особого эффекта пока незаметно. Тот, кому надо, пойдет и купит бутылку водки с утра, а потом весь день на ногах стоять не будет». «Нужно усилить работу проверяющих органов, – предлагает свое решение вопроса Дарья Халтурина. – Если речь идет о малом и среднем бизнесе, то их проверять должны общественные организации. К сожалению, пока что они действуют недостаточно активно».
В то, что запретительные меры снизят употребление спиртного, люди верят слабо. «В крайнем случае – всегда можно изготовить самому», – говорит «НИ» анонимный алкоголик Сергей, предупреждая, что запретный плод сладок, и жесткие меры могут только подстегнуть интерес к алкоголю. Гульнара, завязавшая со спиртным неделю назад, предполагает, что если алкоголь станет сложнее достать, его заменят бытовой химией. Любой закон будет неэффективным, пока в стране нет серьезного мониторинга алкогольной ситуации, убеждены эксперты. «У нас не на что ориентироваться, кроме уровня смертности. Да и то, мы не можем узнать конкретные статистические данные о смертях от алкоголя, – говорит «НИ» г-н Немцов. – Родственники умерших стараются «выпарить» диагноз кончины от алкогольных причин из справки о смерти. Находят другие причины, которые позже пойдут в государственную статистику. Учет осложняется и огромным количеством подпольного производства и потребления алкоголя».
В ГРУЗИИ СМЯГЧЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ НЕ СКАЗАЛОСЬ НА ПРОДАЖАХ СПИРТНОГО
НА УКРАИНЕ АЛКОГОЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ САМИ МОГУТ ПОПАСТЬ ПОД ЗАПРЕТ
ШВЕДСКИЕ ПРОДАВЦЫ ВЫЧИСЛЯЮТ СЛИШКОМ МОЛОДЫХ ЛЮБИТЕЛЕЙ СПИРТНОГО