С чувством долга

18 августа 2011, 00:00
На днях Минэкономразвития разместило на своем сайте проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». Заявленная цель документа – сделать правовой статус коллекторских агентств четче, а жизнь должника – легче. Однако законопроект уже вызвал недовольство у всех участников «долгового треугольника».

Задолженность россиян перед банками в августе превысила 4 трлн. рублей. «Резко, почти в полтора раза увеличились продажи автомобилей, а выдача автокредитов – в два раза. Все большей популярностью пользуются кредитные карты: сейчас в России выпущено более 140 миллионов банковских карт, из них каждая седьмая – кредитная», – поясняет «НИ» вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.

Растут не только долги. За год число неплательщиков увеличилось почти на 18%. В большинстве случаев банки в суд не обращаются и взыскивают долги самостоятельно, рассказал «НИ» вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов. С частью должников удается договориться. Однако каждый десятый просроченный кредит остается неоплаченным более полугода. Такие кредиты передают коллекторам, которых г-н Иванов называет «средством последней надежды с точки зрения банка.

В законодательстве понятия «коллектор» нет. Этот пробел призван заполнить закон «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», проект которого представил Минэкономразвития. Документ будет регламентировать отношения коллекторов с должниками. В законопроекте есть требование охранять персональные данные неплательщиков, запреты «взаимодействовать с должником в период с 22 до 6 часов» и «общаться с должником более трех раз в сутки и (или) более двух раз в течение часа», а также лично общаться с должником против его воли. Кроме того, коллекторов обяжут разработать кодекс профессиональной этики.

Однако документ вызвал волну критики. Каждому человеку нужны визитки, vizitka.ua - пожалуй один из лучших сервисов. На днях Роспотребнадзор потребовал отказаться от принятия законопроекта и легализации коллекторского бизнеса. Процесс уплаты долга, по мнению ведомства, и так полностью регламентирован законами, а с взысканием задолженностей хорошо справляются судебные приставы. Коллекторы же начинают работу еще до решения суда и без учета мнения должника. Кроме того, есть вероятность, что после принятия закона банки будут «сдавать» заемщика в руки коллекторов на следующий день после заключения договора.

Эксперты согласны, что законопроект так же далек от совершенства, как злостный неплательщик – от чистой совести. Контролировать соблюдение закона практически невозможно, говорит руководитель корпоративной практики «ФБК-Право» Александр Ермоленко: «Как гражданин будет фиксировать время и количество звонков?» Коллекторы также недовольны. Замдиректора коллекторского агентства АКМ Александр Щербаков говорит «НИ», что не требует «права ломать двери, но в части информационного обмена с органами государственной власти хорошо бы полномочия усилить». Коллекторы хотят получить право посылать запросы в разные организации и обязать их отвечать в сжатые сроки. Кроме того, «желательно привести в порядок соотношение суммы основного долга и неустоек, зафиксировать пропорцию, больше которой штраф не растет», так как «несоразмерно высокие санкции очень часто «съедают» все деньги, предназначенные на уплату кредита».

Признание коллекторов равноправными участниками рынка могло бы существенно облегчить жизнь судебным приставам. Как рассказали «НИ» в Федеральной службе судебных приставов (ФССП), за первое полугодие служебная нагрузка на одного специалиста ведомства выросла с 1,4 до 1,5 тыс. исполнительных производств. «Из-за колоссальных нагрузок сроки работы судебных приставов стремятся к бесконечности, а ее эффективность – к нулю», – соглашается коллектор Щербаков. По словам Александра Ермоленко, если должник скрывается, «дело, конечно, заведут, но искать его будут без особого энтузиазма. Лучше работают методы, серьезно осложняющие должнику жизнь, самый простой пример - отключение телефона за неуплату, постоянные напоминания от кредиторов. Действенен процесс признания компании банкротом. Увы, банкротство физических лиц у нас до сих пор не работает, хотя соответствующий закон был написан девять лет назад».

Впрочем, ФССП постоянно старается найти новые способы достучаться до неплательщика. Так, в ряде аэропортов были установлены мобильные устройства, позволяющие оплатить долг прямо на границе. При этом Федеральная налоговая служба объявила на днях, что за рубеж начнут выпускать россиян, задолжавших менее пяти тыс. рублей. В ближайшее время служба запустит платежные приложения для платформ iPhone и Android. «Мобильные платежи минимизируют возможность возникновения ошибок, поскольку практически полностью исключается бумажный документооборот и ручное заполнение документов», – прокомментировали «НИ» в ведомстве. Справедливости ради стоит отметить, что «проруха» бывает не только на судебных приставов. Недавно прокуратура Головинского района Москвы выявила нарушения в работе столичной налоговой инспекции. Сотрудники допускали неточности и ошибки, из-за чего законопослушные граждане превращались в закоренелых неплательщиков. В частности, налоговиками не были учтены сведения, поступающие из ГИБДД о снятии автомобиля с регистрационного учета, посему ФНС необоснованно начисляла москвичам транспортный налог.

Долги могут возникнуть даже тогда, когда гражданин ничего в долг не брал. Руководитель консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин пояснил «НИ», что многие договоры об оказании услуг составлены некорректно, без «автоматического закрытия договора в случае прекращения оказания услуги». Г-н Хазин сам на этой неделе попал в схожую ситуацию. На адрес, по которому он проживает, пришло письмо от интернет-провайдера «Акадо», адресованное некоему г-ну Халину, с требованием выплатить в пятидневный срок тысячу рублей. Михаил Хазин признает, что заключал контракт с провайдером, но был недоволен качеством услуг и потребовал прервать договор. Специалисты «Акадо» дважды обещали приехать за оборудованием, но, по словам г-на Хазина, так и не появились. «Если договор противоречит закону о защите прав потребителей, а сумма долга небольшая, то даже угроза обращения в суд может заставить компанию списать задолженность», – уверен экономист Хазин. Иногда можно даже взыскать деньги с кредитора. Эксперты вспоминают случай, когда банк требовал долг вместе со штрафными санкциями в размере 500 тыс. рублей, однако суд не только признал эти требования незаконными, но и постановил вернуть заемщику 211 тыс. рублей, которые тот переплатил банку.

В ГРУЗИИ ЗА ДОЛГИ ОТНИМАЮТ ПЕНСИЮ

Взысканием просроченных долгов перед банками в Грузии занимаются частные судебные исполнители, которые появились прошлым летом. Они справляются с этим лучше обычных судебных приставов, потому что заработок частного судебного исполнителя напрямую зависит от объема взысканных долгов. Многие жители страны деятельностью частных исполнителей недовольны. Граждане считают, что власти разрешили эту деятельность, чтобы защитить интересы банков, а не пострадавших из-за кризиса должников. Частные судебные исполнители не останавливаются ни перед чем при конфискации имущество должников. Известен случай, когда пенсионерку, у которой была просроченная задолженность перед банком, лишили единственного источника дохода, наложив арест на ее пенсию.
Коммунальщики с должниками тоже не церемонятся. За долги по потребленной электроэнергии будет обесточена квартира, за неоплаченный расход газа – перекрыта его подача в жилище. За неоплату телефонной связи отключат телефон. Вот перекрыть подачу питьевой воды должникам пока не получается: технически это довольно сложно. Поэтому компания по водоснабжению прибегает к разного рода акциям, дабы заставить должников раскошелиться. Прошлым летом абонентам, оплатившим в определенный срок 60% долга, прощали оставшиеся 40%. С прошлого года в Грузии действует «Реестр должников». Попавший туда человек автоматически становится невыездным за пределы страны.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси


В ИЗРАИЛЕ СТАНОВЯТСЯ ДОЛЖНИКАМИ, НЕ ВЗЯВ КРЕДИТА

Жена корреспондента «НИ» несколько лет назад сделала перевод книги для одного издателя. Расплатились с переводчицей чеком, который при обращении в банк оказался непокрытым. Издатель же в ответ на претензию заявил, что «других чеков» у него нет и «появление их не предвидится». Согласно израильскому Закону об исполнительном производстве 1967 года непокрытый чек сам по себе является основанием для обращения напрямую в Бюро по исполнению судебных решений (БИСР) для взыскания долга без необходимости подавать предварительно иск против должника и ждать вынесения решения. Так жена и сделала. И получила денег даже больше, чем было указано в чеке. Дело в том, что ей начислили проценты, соответствующие самой высокодоходной банковской программе. Должнику же отделение МИДа отказалось выдавать загранпаспорт, пока он не расплатился.
Стать должником в Израиле можно, даже не взяв кредита. Дело в том, что местные банки выдают деньги гражданам только под поручительство. Обычно поручителями становятся родственники. Им же достается, к примеру, квартира, взятая в кредит, вместе со ссудой, которую надо выплачивать за должника. Правда, если материальная ситуация у поручителя тяжелая, суд разрешит ему снизить платежи до минимума. Некоторые идут в поручители за деньги. Как правило, это желающие эмигрировать из страны. Они надеются, что когда должник перестанет погашать кредит, их уже не найдут.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим

#Общество #Новости #Анна Семенова
Подпишитесь