Posted 8 августа 2011, 20:00
Published 8 августа 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:12
Updated 8 марта, 06:12
В подмосковном имении Станиславского Любимовка сейчас активно готовятся к приему первых гостей. Устанавливается световая аппаратура в просторном двухуровневом репетиционном зале. Развешиваются зеркала в мужской и женской гримерных. Наводятся последние штрихи в гостевом доме, где разместится со своей труппой Эймунтас Някрошюс и молодые режиссеры, недавние выпускники. В течение недели здесь будет проходить мастер-класс, который, по мысли организаторов фестиваля, должен задать планку будущего. Как поясняет директор фестиваля Зейнаб Сеид-заде, «в имении Станиславского должны собираться лучшие театральные силы мира, мастера, продолжающие его дело».
В течение пятнадцати лет Фонд Станиславского вел реконструкцию сильно пострадавшего от времени и бесхозности подмосковного имения великого преобразователя театра. Все пришлось делать практически с нуля: заново возрождать сохранившиеся здания из «руинированного» состояния, подводить канализацию, отопление и пр. Причем характерно, что все делалось без какой-либо государственной поддержки и государственных средств, исключительно на деньги спонсоров и выручку от продажи билетов фестиваля «Сезоны Станиславского». Директор фонда Зейнаб Сеид-заде рассказывает строительную летопись Любимовки на манер героических исландских саг, где априори нет мелочей: борьба за каждый метр окультуренной площади стоит усилий поистине титанических. Предмет особой гордости – плодоносящий вишневый сад (вишня в точности как сказано у классика, сочная и душистая) и летняя театральная площадка под раскидистыми деревьями, где уже несколько лет подряд репетирует Петр Фоменко со своими актерами, приезжающими на неделю-другую пожить и поработать в Любимовке.
В преддверии 150-летнего юбилея Станиславского фонду его имени наконец-то пообещали государственную помощь в деле возведения на месте несохранившегося главного дома – специального помещения с оборудованной сценой, где могут проходить фестивальные спектакли, встречи с мировыми звездами и т.д. Директор фонда мечтает открыть этот зал мировой премьерой «Meno Fortas», главного хедлайнера фестиваля «Сезонов Станиславского».
В этом году в фестивальной программе – грандиозный «Гамлет» Эймунтаса Някрошюса (см. «НИ» от 20 февраля 2004 г.). Из-за большого количества желающих, в несколько дней раскупивших билеты на «Гамлета» в театральных кассах, оргкомитет решил дать дополнительный спектакль (вот и говори после этого о том, что москвичи любят преимущественно развлекательные жанры).
Рядом с ним – недавняя премьера лауреата «Новой театральной реальности» 2011 года Кети Митчелл. Британский режиссер, много работающий в Германии, Кети Митчелл впервые приезжает в Москву, где покажет свою недавнюю кельнскую премьеру – «Волны» по роману Вирджинии Вульф. А ее земляк Тим Крауч покажет спектакль по мотивам «Двенадцатой ночи» Шекспира – «Я, Мальволио».
Ставший постоянным участником «Сезонов Станиславского» латышский режиссер Алвис Херманис покажет свою премьеру «Барышни из Вилко» по новелле Ярослава Ивашкевича (в начале 1970-х экранизированной Анджеем Вайдой). Спектакль поставлен с молодыми итальянскими актерами, и нам обещано, что мы увидим совершенно «нового Херманиса».
Бельгийский режиссер Ян Лауерс покажет свою постановку на сцене венского Бургтеатра – «Искусство развлечения: Needcompany играет смерть короля Майкла». Жанр новой постановки определен в программке как «черная циническая комедия», но сам режиссер настаивает, что его спектакль не укладывается в определенные жанровые границы. Как уверяет Лауерс, «у этого спектакля нет конкретного жанра». «Искусство развлечения» – это синтез разных жанров и видов искусств. Постановка Лауерса построена как разворачивающееся телешоу, со всеми присущими жанру элементами пошлости, сбоями, музыкальными перебивками и разного рода «развлекалочками»: от клоунских выходок шеф-повара и его помощника до хорошо запланированной неожиданности – нервного срыва доктора-убийцы. А самое главное жизненное таинство – встреча со смертью превращено в еще один театральный трюк и макабрическую шутку.
Открывается фестиваль 17 октября постановкой президента фонда Марка Захарова – «Пер Гюнт» (см. «НИ» от 29 марта 2011 г.).