Posted 7 августа 2011, 20:00
Published 7 августа 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:13
Updated 8 марта, 06:13
Богородская и дымковская игрушка, выполненные в различных техниках женские головные уборы, скатерти и полотенца, ларцы и шкатулки, лаковая миниатюра и живопись на фарфоре – не только материальные свидетельства ушедшей эпохи, но и редкая возможность соприкоснуться с удивительным искусством наших пращуров, многие секреты мастерства которых на современном этапе оказались утраченными.
Объектом собирательства декоративное народное искусство стало во второй половине XIX века под влиянием идей народничества. Именно тогда в среде русской интеллигенции и зародилось желание сохранить для грядущих поколений предметы народного быта, многие из которых являлись уникальными произведениями самобытного народного творчества.
Первыми коллекционерами становились люди, близкие к художественному творчеству по роду своей деятельности, – историки, археологи, архитекторы. Так, одним из первых в России коллекционеров икон и архивных документов стал известный ученый и библиограф Николай Лихачев (1862–1936). Собирательская деятельность Лихачева была вплотную связана с его научными интересами. Огромная коллекция, в которую также входили ценнейшие исторические документы европейского происхождения, размещались в созданном им Музее палеографии. После революции часть экспонатов оказалась в фондах Русского музея.
На нынешней экспозиции собрание Лихачева представлено широко использовавшимися для изготовления популярных на Руси печатных пряников пряничными досками (дерево, резьба) и медными чернильницами. Особое внимание в этой части выставки привлекает «именная» доска из Владимирской губернии, надпись на которой гласит: «1779 году апреля десятого дня: сия доска рисована Матвей Ворошиловский».
Когда в начале 1880-х годов в обществе особенно активизировалось движение в защиту народных ремесел, их сохранения и развития, ряды собирателей пополнили «патриотически настроенные дамы», материальный статус которых позволял создавать собственные коллекции. Яркой представительницей «дамского коллекционирования» стала уроженка Таганрога, жена одного из крупнейших землевладельцев Украины Наталья Шабельская (1845–1904). Поначалу увлекающаяся рукоделием женщина организовала вышивальную мастерскую, затем стала собирать образцы народного искусства. К 1904 году ее коллекция насчитывала более 20 тысяч предметов и включала в себя вышивки, кружева, старинные ткани, женские костюмы и головные уборы, а также золотые и серебряные украшения и резные предметы из дерева и кости. Собрание многократно демонстрировалось в Москве и Петербурге, а в мастерских изготовлялись вещи по старинным образцам с сохранением традиционных техник. Коллекция этой, по словам историка искусства Владимира Стасова, «необычайной энергии собирательницы» представлена несколькими изделиями изумительной тонкости и изящества, например, вышитым речным жемчугом и сеченым перламутром окладом иконы «Спас Вседержитель» (XVIII век).
В целом экспозиция сформирована из работ, изначально принадлежащих двадцати различным коллекционерам, среди которых были и доктор медицины (Лев Ольшанский), и выдающийся русский художник (Владимир Лебедев), и известный политический деятель (Александр Половцов), велением души сохранившие для потомков «живую» историю.