Posted 3 августа 2011, 20:00
Published 3 августа 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:14
Updated 8 марта, 06:14
Встреча проходила в государственной резиденции «Сосновый бор» в Кисловодске. Общаться с премьером приехали 35 участников северокавказского молодежного форума «Машук». Когда Путин вошел, его хором приветствовали по-восточному «Салам!» и по-казачьему «Здорова!». «Вы поздоровались со мной по-разному. Но у нас много общего. Общая Родина – Россия. Общий дом. Общее будущее», – подхватил тему премьер. Мусса Джаппуев из Кабардино-Балкарии начал с больного вопроса: «Эксперты считают, что Северный Кавказ – балласт России, тормозит развитие страны…» «Северный Кавказ – не балласт, а одна из жемчужин России. Здесь очень качественный человеческий потенциал, глубокий культурный пласт», – не согласился премьер и пообещал создать 400 тыс. рабочих мест.
Участники встречи оптимизмом премьера проникнуться не успели, и следующий вопрос опять был о грустном. Смуглая девушка заговорила о конфликтах на межнациональной почве. «Ксенофобия – от неграмотности. Россия изначально складывалась как многонациональная и многоконфессиональная страна», – поправил Путин. Затем произнес еще одну речь – о том, что в 90-е годы в стране был «слом экономики и социалки» и «все окраины стали думать, к кому прилепиться, чтобы лучше жить». На Северном Кавказе «прилепились к какому-то направлению ислама» и дошли до того, что «доходы упали до нуля», а «образование развалилось полностью». «Жить станет лучше, если начнем консолидировать усилия по развитию страны на своей территории. Это понимание должно вести к тому, что нужно толерантно относиться к представителям других конфессий», – резюмировал Путин и напомнил, что «нам легче это сделать, чем в Европе»: «Там иммигранты – чужеродные элементы. А мы – дети одной матери – России».
Елена Горохова из Ставропольского края сменила тему и спросила про перспективу своего проекта – молодежного информационного агентства. «Рынок информационных услуг перспективный», – ответил Путин. Но добавил, что «на этапе становления поддержка необходима», и попросил присутствовавшего там же вице-премьера и полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина «сформулировать, как это сделать», чтобы журналистка получила грант на свое информагентство.
Оксана Тебехова из Ставропольского края заговорила о том, что северокавказские дипломы не котируются, и призвала «ликвидировать коммерческие вузы». Путин согласился: за последние годы число студентов в округе выросло с 34 до 170 тыс. и появились «70 с лишним филиалов, которые нельзя назвать вузами». Девушка из Дагестана спросила про борьбу с коррупцией: «Почему не слышно о разбирательствах?» «Слышно. Дел с приговором суда достаточно. Измеряются десятками по стране», – заверил премьер.
«Я живу в городе Благодарный. У нас газета как большая поздравительная открытка. Когда пытались создать свою газету – не разрешают регистрировать», – пожаловалась еще одна девушка. «Как не разрешают?» – удивился Путин и пообещал поговорить с губернатором края. Но тут же сам нашел решение: «Проявите напор, зарегистрируйтесь». И обратился к полпреду Хлопонину: «Давайте поможем. Дадим грант на первое время раскрутки».
Завершилась встреча обсуждением проблем казачества. Путин сравнил казаков с народами Северного Кавказа, которые «прошли через репрессии, а теперь проходят период реабилитации». Потом премьер провел совещание по развитию Северокавказского федерального округа, посвященное молодежи. Из доклада министра образования Андрея Фурсенко следовало, что делается всего много, но «недостаточно», и «это только начало».