Posted 3 августа 2011, 20:00
Published 3 августа 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:14
Updated 8 марта, 06:14
В Юрмале, безусловно, были и премьеры, и неожиданные дуэты, и вполне достойные творческие вечера. Но даже главный идеолог конкурса Игорь Крутой признал, что российская поп-музыка находится в тупике. А раз это так, делать «Новую волну» интересным событием и с телевизионной, и с музыкально-эстетической точки зрения чрезвычайно сложно. Терять телеаудиторию Крутой не хочет. По крайней мере, не хочет делать резких движений. Тем более что в свое время он очень сильно обжегся на Первом канале.
За 10 лет существования «Новой волны» российский шоу-бизнес перешел в полное подчинение телевизионных режиссеров. Личностями остаются единицы. Год назад такой кремень в Юрмале был – Земфира, начавшая свой единственный живой сет со строчек: «Теперь я точно знаю, кому поет певица Валерия» и «Мои папа и мама превратились давно в телевизоры». Остальных артистов телевизор продолжает строить как хочет. Наши хваленые звезды, не слезающие с глянцевых обложек, соглашаются на все, лишь бы попасть в кадр. К режиссерам претензий нет – у них свои задачи: сделать интереснее картинку, которая пойдет «в народ». Проблема в другом: в том, что картинка стала главной задачей поп-мероприятий. А суть осталась не то что на втором плане, суть зачастую стирается вообще. Отсюда и «плюсовые» фонограммы, и все остальное. При этом организаторы «Новой волны» на этом поле равнодушия и серости пытаются проявить чудеса креатива.
Вторая проблема «Новой волны», вытекающая из первой, – отсутствие чего-то нового, живого и интересного. Личностей в музыке не осталось, шоу-биз-конвейер их либо перемалывает, либо вообще не подпускает к зрителю. Вместо личностей на сцене шуты. В итоге, если отбросить шелуху и мозаику, настоящими ньюсмейкерами «Новой волны»-2011 стали 79-летний поэт Евгений Евтушенко и 85-летний композитор Александр Зацепин. В первом случае Раймонд Паулс сделал цикл песен на стихи Евтушенко, и само присутствие двух таких имен не могло не стать настоящим событием (между прочим, 75-летний Раймонд Вольдемарович, по сути, «пожертвовал» своим юбилейным творческим вечером, разделив его с Евгением Александровичем). Слушая песню «Дай Бог» в блестящем исполнении Валерии, казалось, что у нашей эстрады просто не те рулевые. В конце концов, те же романсы Валерия исполняет не менее эффектно, чем такие сильные песни. Но эту певицу знают в лучшем случае по не слишком удачным поп-произведениям (удачные, как ни прискорбно, были написаны уже довольно давно мужем-тираном Александром Шульгиным). А в худшем – по светскому глянцу с неизменным опознавательным знаком в виде Иосифа Пригожина. Кстати, забавный эпизод: одной из зрительниц в Юрмале, высматривавшей звезд, померещился Евгений Плющенко, которого она обозначила своей подруге как «ну этот, муж Рудковской, забыла, как его зовут».
«Дай Бог» – песня 20-летней давности. Нынешнюю работу Паулса со стихами Евтушенко назвать столь же успешной, пожалуй, нельзя. Было много скучного. Да и вряд ли шестидесятников можно отнести к поэтам-песенникам. К тому же перед Паулсом встала проблема отсутствия исполнителей. На должном уровне высокую поэзию может исполнить Валерия, может исполнить Григорий Лепс (кстати, один из немногих настоящих, а не выдуманных звезд в Юрмале), может исполнить, например, Лариса Долина.
Но артистов высокого класса в поп-жанре попросту не хватает. Вот и обладатель хорошего голоса Николай Басков тоже решил «побаловаться», сменяя один за другим наряды с собственным ликом и именем, вышитым блестками. Такое шутовство – глуповатая роль на всю жизнь – отлично продается, что до сих пор демонстрирует не умеющий петь Борис Моисеев. Вот и Артура Пирожкова – персонажа Александра Реввы – у нас назвали недавно музыкальным открытием года. Страна, кажется, скоро утонет в приколах, а что такое качество, – забудет окончательно.
С песнями Александра Зацепина, которые известны и любимы всеми нами по советской киноклассике, нашей гламурной тусовке было проще, чем с Евтушенко. Это довольно легкие вещицы, которые вполне «потянули» и «Дискотека Авария», и Валерий Леонтьев, и, конечно, Верка Сердючка. Андрей Данилко сделал простую и блестящую вещь, переведя песню «Помоги мне» на украинский язык и обогатив аранжировку так, что под нее хочется танцевать далеко не так призывно-интимно, как это делала Светлана Светличная в «Бриллиантовой руке». Но проблема в том, что и композиторов уровня Зацепина среди молодых нет: опять-таки есть поп-машина, к которой допущен узкий круг «своих»: потому что деньги большие. Когда Крутому задали вопрос с намеком, почему на «Волне» не бывает творческих вечеров кого-то из молодых и современных, он вполне резонно отвечает: мол, покажите, где они.
При этом конкурс молодых исполнителей, который, казалось, и должен быть поставщиков нового и свежего, тоже чахнет. Он пребывает в тоске и печали, как и «Славянский базар». На «правильных» сценах настолько не хватает личностей, горящих глаз, громоподобной харизмы, бешеной энергетики, что любое мало-мальское отклонение от утомительных норм вызывает желание дать людям призы.
Украинская команда The Kolya Serga (10-е место) получила контракт от компании Игоря Крутого «АРС». Группа продемонстрировала самые неважные вокальные данные, зато выделялась на общем академичном фоне своей раскрепощенностью и непосредственностью. Парни не гении, зато они настоящие.
Свой спецприз вместе с 50 тыс. евро Алла Пугачева отдала занявшей 8-е место финской группе Flute of Shame. Финнам достался и приз юрмальской думы. Команда из Суоми продемонстрировала профессиональный подход к музыке, музыкальную культуру, интересный, современный стиль, к тому же смотреть и слушать их было нескучно. Однако жюри оценило финнов только в третий день, когда всем ставили высокие оценки.
Ну а победителей было, по сути, трое. Американец Джейден Фелдер, украинка Маша Собко и российская девичья группа «Н.А.О.М.И.» расположились в турнирной таблице с разницей всего в один балл. Причем в третий конкурсный день чуть не случился скандал: за Собко жюри спустя какое-то время переголосовало (якобы по причине технической ошибки). В итоге украинка набрала на 1 балл больше и обошла «Н.А.О.М.И.». Если бы не «сделавший» всех американец, скандал был бы большой. Впрочем, все эти расклады в любом случае не спасают наш шоу-бизнес. «Новая волна» остается ярмаркой тщеславия, а за настоящей музыкой люди ездят совсем на другие фестивали.