Posted 2 августа 2011, 20:00
Published 2 августа 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:15
Updated 8 марта, 06:15
Директор по коммуникациям НАФИ Юлия Барабанова рассказала «НИ»: «Больше всего увеличилась доля сберегателей в целевой группе на «черный день». Если в октябре 2008 года их было 23%, то в июне 2011-го – 29%». В тройку лидеров также вошли накопления на ремонт квартиры и на старость. «Ремонтом озадачены в основном молодые, которые получают квартиры от родственников либо покупали вторичное жилье до кризиса», – сообщила «НИ» аналитик Фонда общественного мнения Людмила Преснякова.
В остальных группах наблюдается явное изменение приоритетов и ценностей. Граждане стали рациональнее подходить к своим тратам. По сравнению с докризисным 2008 годом заметно снизилась доля сберегателей в секторе покупок длительного пользования: бытовая техника, мебель. Люди стали чаще откладывать на путешествия и особенно на лечение. «В сложные времена откладывают деньги на более важные для жизни вещи. А сбережения на машину – скорее роскошь», – сказала «НИ» по этому поводу заместитель заведующего кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора ГУ-ВШЭ Марина Колосницына.
С ней соглашается Людмила Преснякова: «Сбережение на лечение – это страховая подушка, когда ты не знаешь, увеличатся завтра твои доходы или упадут». Юлия Барабанова считает, что дело еще и в банальной экономии со стороны работодателей. «Многие компании в разгар кризиса отказались от оплаты полисов добровольного медицинского страхования для своих работников. Финансирование и оплата лечения легли на плечи самих работников. Поэтому среди всех сберегательных мотивов в кризис выросла актуальность такого, как лечение», – отметила эксперт.
А вот на образование граждане стали откладывать чуть меньше. Чего не скажешь о такой цели накоплений, как покупка машины. Доля таких сберегателей остается с докризисных времен практически стабильной – 11–12%. Практически та же динамика у тех, кто копит на недвижимость – 15–16%. Самыми же не активными целевыми группами остаются те, кому средства со временем нужно будет потратить на «свое дело» и «получение дивидендов» – 4 и 3% соответственно. При этом кризис особо не повлиял на динамику. Доля сберегателей в паевых инвестиционных фондах (ПИФ), акциях, драгоценных металлах – самая малочисленная. «Ключевых причин три, – считает Людмила Преснякова. – У людей еще не наступил порог насыщения потребительством, как на Западе. Второй фактор – низкие доходы: не до жиру, как говорится. И третий – низкая финансовая грамотность. В целом в акции и фонды вкладываются не более 1% населения. До кризиса начал набирать популярность такой инструмент, как ПИФы, но он просел».
Тем не менее стало больше людей, хранящих деньги на депозитах. Генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева объяснила это «НИ» так: «Структура предпочтений россиян в отношении форм хранения сбережений за время кризиса изменилась в пользу банковских вкладов, а не наличных денег. По экономической теории, чем прибыльнее вложение денег, тем более рискованным оно должно быть. И наоборот, безопасные способы вложения всегда являются низкодоходными. Однако в нашем исследовании мы наблюдаем иную картину. Это означает, что для большинства российских потребителей прибыльность вложений заключается не в получении дополнительного дохода, а именно в невозможности потерять свои средства».