Posted 27 июля 2011, 20:00

Published 27 июля 2011, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

Скорая культурная помощь

27 июля 2011, 20:00
Скорая культурная помощь

На минувшей неделе состоялся телемост с Парижем. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова отвечала на вопросы российских (располагавшихся в студии в Москве) и украинских (соответственно в Киеве) журналистов. Эту пресс-конференцию вполне можно было бы назвать дежурной, если бы не два примечательных момента. Первый – то, как вели себя журналисты. Точнее, какие вопросы задавались из Москвы и Киева. Второй – долгий монолог госпожи Боковой о гибели памятников в странах Востока и Африки.

Правду сказать, довольно много людей не особо понимают, что конкретно делает госпожа Бокова. Для одних ЮНЕСКО – это ничего не значащий декоративный бантик (список памятников ЮНЕСКО – как списки различных чудес света). Для других – борец и защитник справедливости. Так, украинцы закидывали гендиректора вопросами с рефреном «доколе?»: когда перестанут разрушать застройку Киева? когда найдется управа на строителей? когда прекратят торговать памятниками? На этом фоне российские представители прессы выглядели благодушно: никаких острых заявлений (разве что про газпромовскую высотку в Питере), никаких попыток достучаться до небес. Мы уже давно поняли, что совет ЮНЕСКО, одним из учредителей которого был некогда СССР, вряд ли спасет очередной особняк от очередной «реконструкции».

И в тот момент, когда, казалось, весь пар вышел и шквал украинских эмоций затих, настал черед для сольного номера Ирины Боковой. Вопрос о том, как обстоят дела с музеями и памятниками в арабских странах, где идут военные конфликты и революции, вызвал страстный монолог на десять минут. Здесь стало понятно, что наши высотки и сносы – сущие пустяки в сравнении с тем, что происходит на Востоке.

Например, Кабульский музей фактически весь разворован. До сих пор в розыске десятки шедевров из Багдадского музея и множество произведений только сейчас возвращаются в Ирак из Германии и Швейцарии, где они прошли тотальную реставрацию. После таких сводок ситуация с Египтом, где в Каирском музее недосчитались менее двух десятков вещей, выглядит вполне сносной. Правда, Египет лидирует по числу «черных» археологов и торговле культурным наследием. Госпожа Бокова не побоялась даже обвинить египетскую полицию в халатном отношении к незаконному рынку антиквариата. Она считает, что сами механизмы такого рода торговли и ее гибельные последствия сравнимы с наркотрафиком или продажей оружия.

Не секрет, что в странах, где президентские виллы украшают экспонаты из раскопок, в моменты революций о музеях думают в последнюю очередь. И здесь ЮНЕСКО впору создавать свои легионы на манер «голубых касок» ООН. В них был бы свой резон – удалось бы избежать мародерства и невосполнимых утрат. Правда, все мы знаем, как благие намерения оборачиваются прямо противоположной стороной: под предлогом сохранения памятника вооруженные силы ЮНЕСКО начнут высаживаться в самых неожиданных местах (хотя лично я считаю такой десант более веской причиной, чем банальный контроль за нефтяными скважинами).

В любом случае глобализованный мир дозрел до идеи, что культурное наследие – это не вотчина отдельных держав. Что эти державы нередко сами не понимают, чем владеют, и обращаются с шедеврами глупо и недальновидно. Что разрушение памятника – такой же повод начать дипломатическую и даже военную кампанию, как и подпольные лаборатории по обогащению урана. Кто-то сравнит это со Средневековьем: тогда тоже собирались крестовые походы, чтобы отвоевать у «неверных» христианские святыни. Но, глядя на то, чего лишилось человечество за считанные месяцы, всерьез задумаешься над каким-то вариантом «скорой культурной помощи» и движением на манер «зеленых». Ведь умудряются же как-то даже во время дикой бойни охранять стратегические объекты – пора к ним приписать музеи и все, что учитывает ЮНЕСКО.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

Подпишитесь