Posted 25 июля 2011, 20:00
Published 25 июля 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:20
Updated 8 марта, 06:20
Больше всех новых рабочих привлечет Toyota Motor Corp. – до 4 тыс. В общей сложности 2 тыс. человек возьмут Nissan и Honda. По нескольку сотен – Mitsubishi Motors и Mazda. Массовый набор связан с очень быстрым восстановлением подрядчиков–производителей деталей, в разы сокративших производство в период кризиса и землетрясения. Напомним, что осенью 2008 года эти компании провели массовое увольнение и сократили производство. Только в Toyota под нож сокращения попали около 3 тыс. человек.
«Доля японского импорта по-прежнему высока, включая вторичный рынок она составляет порядка 50% от ввозимых машин, – рассказал «НИ» аналитик инвестиционно-финансовой компании Андрей Рожков. – От общего объема продаж в автосалонах России это около трети. Кроме того, по словам эксперта, «российские заводы по сборке японских машин будут теперь получать более стабильно комплектующие, сокращая очереди на машины». Другой аналитик рынка Иван Бончев отчасти возражает: «Импорт достаточно высок, так как в России тех же японских машин собирают крайне мало, и в основном это бизнес-класс».
Для азиатских автоконцернов важно сохранить, а затем развить объемы продаж в России. Поэтому, полагают аналитики, они готовы принимать для этого любые меры, в том числе нестандартные. «Возможно, новый персонал заводов будет подключен к частичной сборке автокомпонентов – полуфабрикатов, которые будут поступать от подрядчиков, если у последних пока не хватает мощностей», – предположил в беседе с «НИ» эксперт авторынка Дмитрий Баранов. Андрею Рожкову такой вариант тоже представляется вероятным: «У крупных концернов найдутся мощности для небольшой доли сборки. При этом повышение себестоимости деталей будет незначительным. В среднем стоимость автомобиля поднимется не более чем на 3%».
«Высокий рост продаж действительно продолжится осенью, – согласен с прогнозами японцев аналитик автомобильного рынка Иван Бончев. – Отчасти это сезонный фактор, но в основном успехи 2011 года связаны с «низкой базой» – падением спроса и производства в 2009 году. Массовое привлечение на японские заводы нового персонала вызвано фактором неожиданности. Никто не рассчитывал, что в 2010 году в России резко возрастут продажи, что вызвано отложенным спросом и укреплением рубля, которое привело к восстановлению кредитования по докризисным ставкам».
Прогнозы до конца года действительно оптимистичные. По данным Ассоциации европейского бизнеса, прирост продаж легковых машин в России за 6 месяцев 2011 года относительно аналогичного периода 2010 года уже составил 56%, за июнь – 40%. Аналитики PriceWaterHouse Coopers подсчитали, что продажи ввезенных в Россию, а не собранных на наших заводах иномарок выросли в этом году на 82%. Ожидается, что за год в РФ будет продано до 2,5 млн. машин, это 90% докризисных продаж. А в то, что сохранить такую же динамику удастся в 2012 году, эксперты не очень верят. Эффекта «низкой базы» уже не будет, потенциал удовлетворения спроса во многом уже выбран. Так что, скорее всего, можно будет говорить о приросте в 10–20%, но не более.