Posted 21 июля 2011, 20:00

Published 21 июля 2011, 20:00

Modified 8 марта, 06:22

Updated 8 марта, 06:22

Право на права

21 июля 2011, 20:00
По данным благотворительных организаций, миллион россиян с ограниченными возможностями нуждаются в собственных автомобилях, но никак не могут их получить. Впрочем, отсутствие федеральной программы по обеспечению инвалидов транспортом далеко не единственная проблема. Компенсации за бензин и запчасти приходится добиватьс

Первого июля житель Ставрополя Петр Илюшкин провел одиночный пикет в защиту прав детей-инвалидов. Сын Илюшкина – девятилетний Ванечка – страдает ДЦП, его требуется регулярно возить к врачу, а машины в семье нет. «Ребенка-инвалида невозможно реабилитировать без автомобиля: ни в поликлинику его не довезешь, ни тем более в центры Москвы или Питера, где только и существуют новейшие системы лечения церебрального паралича», – говорит «НИ» Петр Илюшкин.

Раньше таких детей ставили в очередь на получение автомобиля от государства в пять лет, и они должны были получить транспорт до совершеннолетия. Взрослые инвалиды могли ждать автомобиля всю жизнь. Выдавался он на семь лет, после этого авто можно было оформить в собственность или вернуть государству, которое могло сдать технику в утиль или передать далее по очереди, другому инвалиду.

В 2005 году по закону о монетизации льгот обеспечение инвалидов транспортными средствами переложили на регионы. Большинство субъектов Федерации посчитало, что для инвалидов машины – роскошь. Например, Андрею Сычеву, который лишился ног из-за издевательств во время службы в армии, автомобиль по нынешним законам не положен. «Мы брали для Андрея машину в кредит за свои деньги, – рассказала «НИ» его мать Галина Сычева. – Осенью 2009 года он попал в аварию, после нее автомобиль уже невозможно было отремонтировать. Так как машина была застрахована, страховая компания выплатила банку остаток кредита». Родственники Андрея Сычева обращались в Минобороны и Минздравсоцразвития с просьбой предоставить ему автомобиль за государственный счет, но получили отказ.

Чиновники предлагают инвалидам пользоваться «социальными такси», которые работают в большинстве регионов. «В Москве есть два таксопарка, которые работают с восьми утра до восьми вечера. Получасовая поездка стоит 120 рублей. Но на дачу на социальных такси можно ездить только раз в месяц туда и обратно», – рассказала «НИ» инвалид первой группы Вера Павлова.

Приручение машины

Те, кто стоял в очереди на автомобиль до 2005 года, получили 100 тыс. рублей компенсации. Люди, ставшие инвалидами из-за производственной травмы, на машину имеют право и сейчас, но это делается либо за счет предприятия, либо силами Фонда социального страхования.

Как правило, инвалиды покупают «Оку» или самые дешевые модели «Жигулей» (в пределах 220 тыс. рублей). После покупки надо обратиться в ГИБДД, где расскажут, какие из автосервисов имеют сертификат на установку ручного управления (если оно не было установлено еще на заводе). Работа автосервиса обойдется еще в 10 тыс. рублей. Далее надо опять ехать в ГИБДД – для выдачи сертификата о том, что получившаяся конструкция безопасна для водителя и окружающих.

В конце апреля 2011 года премьер-министр Путин поручил Минздравсоцразвития и Минфину проработать вопрос транспортного обеспечения граждан с ограниченными возможностями. «На технические средства реабилитации ежегодно выделяется 15 млрд. рублей. По расчетам Минздрава, на обеспечение каждого нуждающегося инвалида автотранспортом необходимо выделить 70 млрд. рублей. Такое предложение ни Минфин, ни Минрегион, ни Минэкономразвития не поддержат», – рассказал «НИ» депутат Госдумы инвалид-колясочник Михаил Терентьев. По его словам, к вопросу нужно подходить «гибко» – в первую очередь обеспечивать автомобилями семьи, где есть дети с инвалидностью, мешающей передвигаться, и инвалидов из числа бывших военнослужащих, которые могут управлять машиной.

За себя и за того инвалида

Еще одна проблема – отсутствие специализированных автошкол. Теории еще можно научиться дома, а для практики нужен специально переоборудованный автомобиль, опытные инструкторы, лицензия на подготовку определенной категории граждан и согласование маршрутов учебной езды с ГИБДД. В Санкт-Петербурге работает автошкола, обучающая инвалидов вождению на их же собственных машинах. После заключения договора на обучение сотрудники сами перегоняют автомобиль ученика в ГИБДД, получают все бумаги на переоборудование в инвалидную и учебную машину. В салон ставятся дублирующие педали газа и тормоза, а после успешной сдачи экзаменов их снимают. Стоимость курса – 23 тыс. рублей.

Инвалид второй группы с 46-летним стажем Ефим Зильберман утверждает, что специальный желтый знак на авто не является гарантией беспрепятственного допуска на территорию многих объектов, хотя большинство шлагбаумов перед «особым» автомобилем должны «вставать навытяжку». «Я хожу с помощью палки, и мне почти всегда помогает сопровождающий, – рассказал он «НИ». – Если я оставлю машину в нескольких метрах от ворот, то в гололед или по снегу я расстояние до входа в здание не одолею. Мне необходимо подъехать прямо к входу, но охранники сделать этого обычно не дают».

Несмотря на то, что с 17 июня вступил в силу закон, по которому штраф за парковку на местах для инвалидов для остальных водителей увеличен до 5 тыс. рублей, специальные стоянки продолжают занимать все кому не лень. «В последнее время стремительно увеличилось число люксовых иномарок типа BMW X5 с «инвалидной» наклейкой на заднем стекле. Если водители действительно с ограниченными возможностями, то можно только порадоваться за их благосостояние», – комментирует «НИ» зампредседателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. Как пояснил «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, увеличенные штрафы за парковку вряд ли серьезно изменят ситуацию: «Привлечь к ответственности такого водителя можно, но только если его застали во время парковки. В противном случае он может заявить, что машину ставил не он, а некий инвалид, который ездит по доверенности».

Подпишитесь