Космический челнок Atlantis завершил сегодня свой последний в истории полет по программе «Спэйс Шаттл» и благополучно приземлился на космодроме им.Джона Кеннеди на мысе Канаверал (штат Флорида). Аэрокосмическое агентство NASA осуществляло прямую трансляцию посадки шаттла на своем официальном сайте. Этот полет завершил 30-летнюю программу Space Shuttle (космический челнок).
Atlantis приземлился точно по расписанию - в 5.57 утра (13.57 мск). Когда шаттл подлетел к космодрому, на экране появилась картинка из кабины пилотов - сияющая огнями посадочная полоса перед носом челнока. Посадка прошла без происшествий, чему благоприятствовали идеальные, по словам сотрудников NASA, погодные условия.
Atlantis осуществил миссию STS-135 (135-й запуск шаттла) и доставил на Международную космическую станцию многоцелевой логистический модуль Raffaello. Экипаж шаттла состоял из командира миссии Криса Фергюсона, пилота Дага Херли и специалистов Сэнди Магнус и Рекса Уолхейма. Шаттл с экспедицией стартовал 8 июля, через два дня пристыковался к МКС. Возвращение на Землю было запланировано на 21 июля.
За дни пребывания в космосе астронавты провели ряд научных экспериментов, сообщает ИТАР-ТАСС. Так, по просьбе Израиля астронавты проверили новую израильскую технологию очистки воды в условиях невесомости (систему разработала компания «Штраус Маим» и институт космических исследований Фишера).
Данный полет стал последним в истории шаттлов, сейчас программа «Спэйс Шаттл» считается закрытой. В ближайшие годы Россия станет монополистом в сфере космических перевозок, поскольку на орбиту можно будет попасть лишь на российских «Союзах». NASA подписали соглашение с Роскосмосом до 2016 года о совместном использовании этих космических кораблей. Стороны подписали контракт на сумму 753 миллиона - за одно место для американского астронавта NASA будет платить 51 млн. долларов. В перспективе США рассчитывают отказаться от услуг России и передать осуществление космических полетов частным космическим компаниям.
История шаттлов началась в конце 60-х – тогда в США было принято принципиальное решение о проектировании многоразовой космической системы. «Представьте себе авиалайнер, который погибает после перевозки пассажиров», — такой аргумент приводили авторы популярных статей, ратовавшие за создание шаттлов, пишет Газета.ру. Эксперты считали, что с помощью многоразовой системы себестоимость выведения килограмма полезного груза на орбиту упадет в тысячу раз.
Основополагающие документы NASA, определившие облик будущего шаттла, были подписаны в 1972 году. Изначально NASA рассчитывало производить 50 пусков в год, т.е. запускать шаттлы в космос чуть ли не каждую неделю. Каждый шаттл должен был выдерживать 100 полетов (срок службы корабля – около 20 лет). Однако в дальнейшем оказалось, что срок службы шаттла оказался дольше, а число полетов значительно меньше. Один из рекордсменов по количеству полетов - шаттл Discovery. Он летал в космос 39 раз.
Первый запуск шаттла в космос состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина, и был экспериментальным. Экипаж состоял из двух человек. Командиром корабля был ветеран американских космических программ Джон Янг.
Второй полет проходил с двумя пилотами на борту. В первых пилотируемых полетах с двумя членами экипажа кабина была оснащена катапультирующимися креслами (при полной загрузке это было невозможно). Когда испытательные полеты завершились, экипажи стали полными. Из кабины убрали кресла, иначе бы возникла ситуация, что часть экипажа может спастись, другая - нет.
Первым шаттлом (не считая тестового Enterprise) стала Columbia, затем был Challenger, третьим - Discovery, а четвертым - Atlantis. Американцы планировали создать и пятый шаттл, но из соображений экономии решили его не проектировать. И все же после гибели Challenger для восстановления частоты запусков один шаттл все-таки был построен - Endeavour.
Максимальная частота пусков шаттлов была достигнута в 1985 году - 9 раз. К концу 80-х годов планировалось выйти на 24 пуска в год, но из-за катастрофы Challenger (он разрушился во время взлета – экипаж погиб) эти планы не были реализованы.
К моменту гибели Challenger 28 января 1986 года в очереди на пуск стояло большое количество грузов: NASA намеренно переориентировала грузы на шаттл как на основной носитель. От одноразовых носителей планировалось вообще отказаться. Однако вскоре американцы придумали запускать грузы одноразовыми ракетами, а шаттл стали использовать лишь как летающую лабораторию и средство доставки людей и больших грузов в космос (сначала на «Мир», а потом на МКС).
Вторая катастрофа — гибель Columbia 1 февраля 2003 года — предопределила завершение этой программы. В этот раз шаттл взорвался и сгорел при заходе на посадку. Погибли семь человек.
В 2010 году было принятно решение о завершении полетов шаттлов. Кроме того, выяснилось, что стоимость эксплуатации и предполетного обслуживания оказалась гораздо выше, чем планировалось. После прекращения полетов шаттлов США фактически остались без средств подъема астронавтов на МКС.
Челноки будет заменять корабль «Орион», который сейчас проходит испытания. Первый полет он сможет совершить не ранее 2014 года. Пока что американские космонавты и астронавты будут отправляться в космос на «Союзах». Представители американского космического ведомства неоднократно отмечали, что NASA довольно российскими кораблями, и не планирует отказываться от них в пользу аппаратов других стран.
Всего шаттлы преодолели расстояние в 513,7 млн миль, что больше пространства от Земли до Юпитера. На космических челноках было перевезено более 350 человек. Масса самого тяжелого космического челнока составляет примерно 81 тонну – примерный вес 13 африканских слонов.
После завершения своих миссий шаттлы Endeavour, Discovery и Atlantis станут экспонатами музеев. Atlantis останется в Космическом центре им.Дж.Кеннеди на мысе Канаверал. Челнок Endeavour передадут Калифорнийскому научному центру в Лос-Анджелесе, а Discovery выставят в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне.
Шаттл Atlantis получил свое название в честь океанографического исследовательского парусного судна. Он участвовал в съемках фильма-катастрофы «Армагеддон», вышедшего на экраны в 1998 году. Шаттл провел на орбите 293,61 суток и пролетел в общей сложности 194 млн. 168 тыс. 813 км. За всю историю он перевез 185 человек.
Т.