Свои – дороже

18 июля 2011, 00:00
В конце прошлой недели на переговорах о вступлении России в ВТО, Москва и Вашингтон нашли общий язык по автопрому, но не смогли прийти к согласию по квотам на мясо. Американцы хотят увеличения квот и снятия высоких пошлин.

В переговорах России и США по ВТО было два камня преткновения: автопром и мясо. В пятницу Владимир Путин сообщил, что не намерен менять планов по второму режиму промсборки 300 тыс. автомобилей в год в РФ и локализации 60% производства. Американцы не стали давить, и общий язык был найден очень быстро, что неудивительно. «Все зарубежные автоконцерны, чьи заводы работают в России, поддержали эту инициативу. Да и число компаний, производящих компоненты для машин в нашей стране, постоянно растет, – рассказал «НИ» аналитик финансовой компании Дмитрий Баранов. – Важно учитывать, что этот план рассчитан не на один-два года. Поэтому цифры не критические». Так что уже в субботу министр экономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что стороны пришли к взаимопониманию и перешли к мясному вопросу.

Решить его к взаимному удовольствию гораздо сложнее. В конце июня премьер Путин пообещал в Ростове на съезде Российского аграрного движения поддержку и защиту при вступлении в ВТО. Американцы пока не намерены отступать, требуя больших квот для ввоза дешевого импорта. «Проблема в том, что спор идет за размеры квот. А нужно говорить об их унификации, – заявил «НИ» президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. – Запад требует увеличить квоты, так давайте их увеличим, но по-своему. Включим в них субпродукт».

Сегодня Россия ограничивает квотами ввоз мяса в размере 500 тыс. тонн в год. В это же время более 300 тыс. тонн мясных компонентов в виде жирных отрубов и шпига проходит «мимо кассы». Этот субпродукт идет к российским мясопереработчикам на колбасы и сбивает рентабельность у отечественных мясников. Несмотря на то что импортеры платят дополнительные пошлины за ввоз шпига и субпродукта, их цена все равно ниже, и отечественный производитель вынужден компенсировать падение рентабельности ростом маржи на мясо. На первый взгляд импорт обойдется потребителю дешевле, но многие аналитики рынка считают, что вытеснение зарубежных игроков приведет не к росту цен, а к постепенному их снижению за счет объемов.

Мушег Мамиконян уверен, что сегодня можно включить объем субпродукта и шпига в квоту и довести ее до 800 тыс. тонн, а затем снижать по 100 тыс. в год на протяжении четырех лет. С этим решением соглашается генеральный директор Национального союза свиноводства Юрий Ковалев. Правда, у него есть оговорка. «Не уверен, что Россия пойдет на эти условия. Важно, чтобы мы не соглашались снизить таможенные пошлины, как того требуют США. Сегодня импортное мясо по квотам облагается 15-процентной пошлиной, а сверхквотные – 75%. Снятие делает бессмысленным заградительные меры», – пояснил «НИ» специалист. В то же время объем отечественного шпига не может пока перекрыть объемы импорта – слишком молод растущий рынок, считает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «Вот через пять лет мы сможем полностью обеспечить себя свининой, а через три года – птицей», – сообщила «НИ» эксперт.

#Экономика #Новости
Подпишитесь