Posted 14 июля 2011, 20:00

Published 14 июля 2011, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Праздник непослушания

14 июля 2011, 20:00
«Запрет на профессию» – этот термин, напоминающий о временах маккартизма в США, станет повседневным для тысяч шведских учителей. С 1 июля их можно будет навсегда лишить работы по заявлению учеников или их родителей, которое те могут направить в государственную Школьную инспекцию. Так выглядит один из наиболее противоре

«Мы будем выполнять функцию своего рода прокуратуры, собирая обвинительный материал на учителя на основании поступившего заявления. Конечно, подобные действия нанесут сильный удар по педагогам, но зато ученики будут чувствовать себя увереннее в классе. Они будут защищены от учительского произвола», – сообщает на страницах газеты Dagens Nyheter суть реформы Анн-Мари Беглер, генеральный директор государственной Школьной инспекции. Ее ведомство предполагает, что в год будет поступать порядка трех тысяч жалоб на преподавателей. Судьбу «обвиняемых» будет решать «суд» – дисциплинарный комитет, состоящий из юристов и педагогов.

Многие представители педагогического сообщества Швеции оценивают расширение прав учеников как последний удар по статусу учителя, опустившемуся в последние годы до невероятно низкого уровня. «Преподаватели подвергаются ежедневным измывательствам. Я стараюсь не принимать этого близко к сердцу, но другие не выдерживают и бросают работу», – утверждает в интервью журналу Icakuriren учитель с 30-летним стажем Клас Линдбэк. По его словам, уже сегодня преподаватели лишены всякого авторитета и боятся своих подопечных, избегая конфликтов с ними на почве плохой дисциплины или учебы. Ведь если ты не понравишься ученику, в лучшем случае на тебя обрушивается масса бумажной работы, заполнение разных бланков, составление плана подтягивания трудного ученика. Профсоюз учителей обнародовал недавно итоги опроса 1200 педагогов, из которого выяснилось, что треть респондентов пребывают в состоянии перманентной униженности, каждому десятому дети угрожали физическим насилием. 3% были избиты своими подопечными, при этом лишь 40% из них сообщили директору о случившемся. «Мы знаем, что это бесполезно», – мрачно прокомментировали свое молчание педагоги.

Когда-то, в далекие 60-е, шведская школа ничем не отличалась от российской. Ученики сидели тихо. Желая задать вопрос или ответить, молча тянули руку. Им ставили оценки, давали домашние задания, таскали «на ковер» к директору, вызывали в школу родителей и создавали атмосферу здоровой конкуренции в классе. Так было, пока правящие социал-демократы не решили реформировать школу, которую назвали «последним островком авторитаризма» в Швеции. Ученики и учителя должны были стать равными во всем, иерархические отношения послушания и повиновения должны были смениться товариществом. Кроме того, неизбежное разделение класса на «отличников», «троечников» и «двоечников» приводило к расслоению юного сообщества, с которым боролись на всех уровнях строители «шведcкого социализма».

Нынче шведская школа выглядит следующим образом: до шестого класса включительно оценки ставить запрещено – якобы это может создать атмосферу неравенства и задеть психику тех, кто плохо успевает. Домашние задания обычно выполняют группой, по тем же причинам индивидуального опроса также нет. Применять административные меры воздействия в отношении тех, кто срывает уроки, рекомендовано воздерживаться: выставленный из класса, юный хулиган может почувствовать себя униженным, а то и обозлиться на все общество. Родителям стараются не сообщать, что их отпрыск не справляется с учебой: это может отравить добрый настрой в семье. Ну, и так далее и в том же духе. Держать учителей в узде помогает анонимное анкетирование учеников: набрал педагог «неудов» – ищи другую работу.

В результате Швеция стала страной самых румяных, самых веселых, самых свободных и самых наглых школьников, а также самых замученных, угрюмых и затравленных учителей. Педагогов, желающих превратиться в объекты для битья, получая при этом низкую по скандинавским меркам зарплату, найти все труднее. В школу гонят безработных и иммигрантов, придумывают различные программы ускоренной переподготовки, но учительские комнаты все равно полупусты. Качество подготовки школьников также упало. Регулярное тестирование учеников, которое Швеция проводит по международной программе PISA, показывает, что юные шведы опережают своих зарубежных сверстников по умению работать в группе. Они не испытывают отчаяния по поводу того, что могут не справиться с нагрузками. Но вот в освоении школьных дисциплин они явно отстают.

«Многое остается сделать, чтобы шведская школа поднялась вверх в международной статистике, и решающий фактор здесь – положение учителей. Изменений к лучшему можно ожидать, лишь когда профессия учителя станет привлекательной», – осторожно, как к горячему угольку, прикасается к полутабуированной теме газета Svenska Dagbladet. «Работать учителем сегодня куда труднее, чем прежде. Школьники цинично считают, что могут творить что угодно и им за это ничего не будет. Конечно, ситуация отличается в разных районах. По нашим оценкам, примерно в 20% школ положение тупиковое. Ученики не справляются с программой, и поделать с этим ничего нельзя», – признается Анни Рунхаммар, сотрудница государственного ведомства по охране труда.

Подпишитесь