Posted 12 июля 2011, 20:00
Published 12 июля 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:08
Updated 8 марта, 06:08
Теплоход «Булгария» затонул 10 июля в Куйбышевском водохранилище в 30 км от Казани. На его борту, по информации Главного управления МЧС по Татарстану, находились 208 человек. 82 из них подобрал проплывавший мимо места крушения теплоход «Арабелла».
Вчера, в день общероссийского траура по погибшим, в порту Казани, куда должен был прибыть затонувший пароход, прошла акция памяти. Она собрала около пяти тыс. человек и длилась почти два часа. Единственными сказанными в мегафон словами было объявление о сборе денежной помощи для семей пострадавших. Все остальное время звучал только «Реквием» Моцарта и пароходные гудки. Сотни людей один за другим спускались к причалу №12, к которому должна была пришвартоваться «Булгария», и бросали в воду цветы. Они плыли по течению, и люди, стоявшие вдоль всей пристани, смотрели на них и на воду. Многие не могли сдержать слез.
Юрий Дмитриев сидел на асфальте в конце пристани, положив голову на руки. На «Булгарии» он, как и его отец, работал диджеем. В последний круиз с ними отправился и младший брат Юрия. Все выжили. Юрий рассказал «НИ», как ему удалось спастись: «Мы были в каюте, когда теплоход начал тонуть. Отец и брат спали, а я лежал на кровати. Я услышал громкие крики, но подумал, что люди веселятся. Потом я почувствовал, что судно сильно накренилось: наш борт подняло вверх. Открыв дверь в коридор, я увидел, что по полу ко мне течет вода. Отец и брат тогда уже проснулись. Мы все вместе побежали к лестнице, отец захотел вернуться в каюту, чтобы взять жилеты, но передумал, потому что нельзя было терять время даже на это».
По воспоминаниям Юрия, «на лестнице была давка и паника, вода сбивала людей, и они летели вниз. Когда мы все же поднялись, матрос выбил окно на палубе, и мы полезли в него. Перед тем как выбраться, я успел сделать вдох, и сразу же меня накрыло волной. В воде мы с отцом и братом держались вместе. Доплыли до большого плота и залезли на него. На нашем плоту было 17 человек. А недалеко от нас то ли на маленьком плоту, то ли на каком-то предмете сидел мужчина. Он сидел с отрешенным видом, ему нужно было бы держаться рядом с нашим большим плотом, где было много людей, но жена и ребенок утонули. Ему следовало бы подплыть к нам, но он даже не пытался. Нам показалось, что он может утопиться. Тогда мой братишка подплыл к плотику, на котором сидел мужчина, и дотащил его до нашего плота. Мы видели, как мимо нас проплыло судно «Арбат». Его экипаж не обратил на нас внимания. Часа через полтора нас подобрала «Арабелла».
В прошлом номере «НИ» опубликовали рассказ Дарьи Лебедевой, работавшей на «Булгарии» официанткой. По ее словам, судно кренилось на правый бок уже больше месяца. Юрий Дмитриев, также работавший на «Булгарии» с начала сезона навигации, подтвердил нам ее слова. «Я заметил, что судно ходило с креном на правый борт с первого рейса, – сказал он «НИ». – Меня это настораживало, но мы не могли давать указания администрации». Хотя родные Юрия выжили, он не может не думать о тех многих знакомых, которые утонули из-за халатности арендаторов теплохода. «Я три дня не могу найти себе места, постоянно вспоминаю случившееся», – признается мужчина.
Родственники пострадавших и казанцы, разделяющее их горе, приносили цветы и к стене здания порта, на которой еще в день трагедии были вывешены списки выживших и погибших. Вчера днем цветы, игрушки, свечи, фотографии утонувших, спасательные круги уже занимали пространство шириной больше метра вдоль этого участка стены. У самих списков постоянно толпились, сменяя друг друга, около двух десятков человек. «Я учеников своих ищу, – поделилась с «НИ» пожилая женщина. – Их много было на теплоходе. Начальные классы. Не могу говорить больше». Она махнула рукой и отвернулась.
Светлана Шалкина вместе с тремя маленькими дочками зажгла у стены несколько свечек. «На теплоходе была моя подруга Алина Каримова, – говорит она «НИ». – Она поехала с сыном и мамой. Подруга сейчас в больнице. Она рассказала, что их всех смыло волной, когда они стояли на палубе. Подругу подхватил какой-то мужчина и помог доплыть до плота. Ее сына Наиля, которому было пять лет, нет ни в одном списке. Ее мама утонула». Светлана и ее дети тоже могли оказаться на «Булгарии»: они отказались от поездки в последний момент. «Нам сначала говорили, что дети поедут бесплатно, – вспоминает Светлана Шалкина в беседе с «НИ». – А потом оказалось, что нужно платить и за детей, а это было уже дорого».
На обоих концах пристани вчера дежурили машины реанимации. «К нам обратились за помощью шесть человек, – сообщила «НИ» врач реанимационной бригады Резеда Касимова. – Как родственники пострадавших, так и просто люди, которые лично восприняли трагедию. Мы оказывали и медикаментозную помощь, и разговаривали с ними: многим нужно хотя бы высказаться, так становится легче. Нам и самим плохо, мы такие же люди».
Как рассказал «НИ» глава пресс-службы Главного управления МЧС по Татарстану Марат Рахматуллин, в списке погибших вчера было 83 человека: столько тел к концу третьего дня поисковых работ водолазы подняли со дна. Среди них было 16 тел детей. Водолазы смогли добраться до игровой комнаты, где незадолго до крушения сотрудники теплохода собрали около трех десятков детей. По словам г-на Рахматуллина, вчера удалось осмотреть более 60% помещений судна. Когда все тела будут найдены и к месту крушения прибудут специальные подъемные краны из Московской области и Волгограда, судно будет поднято со дна.
Источник, близкий к расследованию обстоятельств крушения судна, сообщил вчера, что жена Капитана «Булгарии» Александра Островского Татьяна, которая была объявлена погибшей, жива. Как выяснилось, вместе с капитаном судна погибла его сестра.
Пресс-секретарь Министерства здравоохранения Татарстана Гульнара Сабирова уточнила «НИ», что к вечеру вчерашнего дня в Бюро судебно-медицинской экспертизы Казани были доставлены 65 тел. 52 из них опознаны родственниками, в том числе тела шести детей. Вчера погибших начали хоронить. Премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал выплатить каждой из семей погибших на теплоходе «Булгария» компенсацию в размере одного млн. рублей.
Против генерального директора компании «Аргоречтур» Светланы Инякиной вчера было возбуждено уголовное дело. Она, как и старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, вчера были задержаны, решался вопрос об их аресте. Им вменяется в вину часть 3 статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Санкция статьи предусматривает до 10 лет лишения свободы. Уголовные дела возбуждены и против капитанов двух судов, прошедших мимо тонущей «Булгарии». Статья 270 УК РФ «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие» предусматривает до двух лет лишения свободы.