На госслужбу с чистой совестью

11 июля 2011, 00:00
Под самый финиш весенней сессии сенаторы внесли в Госдуму законопроект, предлагающий запретить гражданам, уличенным в коррупционных преступлениях, впредь занимать должности муниципальных и государственных служащих. Если поправки примут, то скомпрометировавшим себя взяточникам запретят занимать чиновничьи кресла раз и н

Необходимость принятия документа сенаторы объясняют «острейшей социальной потребностью». Сейчас в законах о государственной и муниципальной службах нет запрета на прием граждан, имеющих судимость по коррупционным статьям. То есть отсидел срок за получение взятки или посредничество во взяточничестве и снова можешь на общих основаниях претендовать на пост госслужащего. Инициатива представителей верхней палаты парламента направлена на то, чтобы запретить ранее осужденным по коррупционным уголовным статьям становиться муниципальными или государственными служащими. В частности, основанием для отказа предлагается сделать наличие судимостей по статьям УК РФ: «Мошенничество», «Коммерческий подкуп», «Злоупотребление должностными полномочиями», «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», «Получение взятки», «Дача взятки», «Посредничество во взяточничестве» и «Служебный подлог». Парламентарии полагают, что эти ограничения являются необходимым элементом системы противодействия коррупции.

Однако эксперты сомневаются в большой эффективности предлагаемых нововведений, по крайней мере в ближайшей перспективе. По мнению политолога Дмитрия Орешкина, сама по себе норма может быть неплохой, но вот противодействовать коррупции она, скорее всего, не сможет. «Можно улучшать законодательство сколько угодно, но есть реальный закон жизни, который называется «кто начальник, тот и прав» или «я –начальник, ты – дурак». И есть написанный на бумаге закон, который к реальной жизни отношения не имеет. Заведомо понятно, что на коррупцию предлагаемая норма никак не повлияет, потому что коррупционер рассчитывает не на то, что наказание будет не строгим, а на то, что его или не поймают, потому что он с кем надо в доле, или, если его поймают, то он откупится. И тогда ему все равно, от какой нормы закона откупаться: от «многоэтажной» или от «одноэтажной». И вообще, законы у нас не такие уж и плохие, но все дело в том, что они не исполняются. Есть законодательная практика, когда закон обсуждается и принимается, и есть правоприменительная практика, которая часто игнорирует законодательную практику», – рассказал «НИ» эксперт. Политолог считает, что запрет на госслужбу для бывших коррупционеров будет носить характер вторичного наказания.

Директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова полагает, что норма может начать работать лишь в очень отдаленной перспективе. «Совершенно понятно, что речь идет об очищении от коррупционно-преступных элементов нашей управленческой системы. Но это может произойти, только когда они будут найдены, осуждены, отбудут срок, – пояснила «НИ» эксперт. – И вот тогда, через много-много лет, они не смогут снова пробраться в управленческую систему, то есть это предотвращение на будущее». Эксперт не считает предлагаемые ограничения ущемлением прав. «Это не двойное наказание, потому что мы не столько наказываем преступника, сколько защищаем нашу государственную систему. Во многих странах за преступления, связанные с коррупцией, существует такая мера наказания, как определенное поражение в правах и запрет на профессию», – заявила г-жа Панфилова.

#Новости #Политика
Подпишитесь