Posted 4 июля 2011, 20:00
Published 4 июля 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:13
Updated 8 марта, 06:13
Внесенный вчера в нижнюю палату законопроект подготовлен Минприроды. Он вносит поправки в федеральные законы о континентальном шельфе РФ, о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне России. В частности, документ компаниям, работающим на шельфе, вменяет в обязанность иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, им необходимо будет подтверждать, что они могут финансово обеспечить мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных разливов, включая привлечение дополнительных сил и средств, а также полностью возместить вред, в том числе водным биоресурсам и третьим лицам.
Новые правила будут распространяться на организации, эксплуатирующие и использующие искусственные острова, сооружения и установки, подводные трубопроводы, занимающиеся буровыми работами, а также транспортировкой и хранением нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и территориальном море. Поправки, как сказано в сопроводительных документах, разработаны «с учетом накопившегося практического опыта», а также анализа системы планирования, осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Счастье на шельфе
Нельзя не заметить, что законопроект подоспел как раз тогда, когда амбициозные планы РФ по освоению арктического шельфа входят в плоскость реализации. Не далее как позавчера научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» вышло в плавание, чтобы определить границы континентального шельфа. Начать нефтегазовые разработки планируется уже через три года. Добыча углеводородов под ледяным панцирем Арктики, как отмечал ранее премьер Владимир Путин, должно стать основой энергетической стратегии России в обозримой исторической перспективе.
По словам главы правительства, если РФ докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то она «сможет получить право на дополнительные 1,2 млн. кв. километров площади в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка – Мурманск – Северный полюс». Как ожидается, уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к декабрю 2013 года и ориентировочно в начале 2014 года будет подана в ООН.
Однако доказать это будет непросто, чему свидетельство – начавшиеся трения с сопредельными странами. Так, Канада и Норвегия в последнее время энергично бряцают оружием в Арктике, проводя учения и посылая Москве сигналы, что не уступят и пяди «родной земли», пропитанной нефтью и газом. Кремль предпочитает не замечать угрожающей риторики и одновременно пытается успокоить экологов, также имеющих серьезные возражения против арктической нефтегазовой экспансии России. В такой ситуации закон о защите морской среды от загрязнений нефтью и обеспечении экологической безопасности нефтегазовых проектов с учетом международных требований и стандартов – не просто аргумент для недругов, но и добрый знак друзьям. А к 1 марта будущего года РФ, опять же по поручению президента, должна ратифицировать Конвенцию Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанную еще в феврале1991 года, а также прилагающийся к ней Протокол по стратегической экологической оценке, принятый в 2003 году.
«Мексиканское» предупреждение
Однако, как рассказал «НИ» руководитель энергетической программы «Гринпис-Россия» Владимир Чупров, есть опасность, что принятые документы «станут лишь заплаткой на изначально неверное стратегическое решение». Эксперт подчеркнул: «На сегодняшний день не существует технологий, обеспечивающих экологически безопасное извлечение нефти подо льдом. Катастрофа может превысить масштабы бедствия в Мексиканском заливе, причем устранить проблему окажется абсолютно невозможно». По мнению аналитика, инициатива по освоению нефтегазовых ресурсов под арктическими льдами, в которую планируется вложить миллиарды долларов, может привести лишь к коррупции, загрязнению экологии Севера, «которая восстанавливается столетиями в отличие от южных территорий» и не будет иметь ни малейшего экономического эффекта.
Г-н Чупров сравнил арктическую затею с БАМом, куда были вложены огромные средства при минимальном экономическом эффекте. Возить с Севера топливо нерентабельно по сравнению с уже имеющимися разработками. Кроме того, Европа, куда планируется транспортировать добытые ценой колоссальных затрат углеводороды, сейчас активно проводит долгосрочную стратегию, чтобы к середине века «слезть с нефтяной иглы». В частности, в течение ближайшего десятилетия не менее 10% автомобилей в ЕС будут переведены с бензина на биотопливо.
При том, что ожидаемая экономическая отдача от проекта может оказаться под вопросом, экологические последствия для Севера, по оценке эксперта, окажутся «гарантированно катастрофическими». В качестве примера г-н Чупров привел нефтяные разливы вблизи Сахалина и весеннюю трагедию в Белом море на Кандалакше, где «суда просто вмерзли в лед и никто не смог прийти им на помощь». Аналитик напомнил, что при нефтяном разливе в Мексиканском заливе на помощь нефтяникам были брошены 4 тыс. судов, которые, тем не менее, не смогли справиться с ситуацией. У России таких возможностей нет, утверждает специалист, и «для устранения последствий сделать практически ничего невозможно».
Парк в заповеднике
Очень важно, по мнению специалистов, и то, каким в итоге окажется закон об ООПТ. После того как документ был принят в первом чтении, чиновники предложили к нему немало поправок, которые, по мнению экологов, по сути, демонтируют законодательство об особо охраняемых территориях. Дошло до того, что на недавнем Госсовете Дмитрий Медведев обратил внимание председателя думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгения Туголукова на то, что недопустимо «внедрение формулировок, прямо противоположных целям, которые были при их разработке».
В доработанной чиновниками версии законопроект предполагает, в частности, упрощение процедуры перевода национальных заповедников в категорию природных парков. Он допускает изымать земли заповедников (что пока запрещено действующим законодательством), а также земли национальных и природных парков, возводить в биосферных заповедниках туристические объекты. Если на то будет получено добро правительства, в нацпарках, по сути, можно будет вести любое строительство.
Как пояснила «НИ» советник Всемирного фонда дикой природы (WWF) России по экологическому праву Екатерина Хмелева, если закон будет принят в этом виде, «под видом рекреационных центров в буферных зонах будут строить обычные гостиницы, горнолыжные курорты, развлекательные центры для туристов, дороги, прочую инфраструктуру, нарушающую природный баланс». Если заповедник – это территория, где запрещена вообще любая хозяйственная деятельность, то в парковой зоне этот режим значительно ослабляется. Эксперт убеждена: поправки в законопроект были срочно подогнаны под сочинскую Олимпиаду, они напрямую лоббируют интересы туристического и строительного бизнеса на Северном Кавказе.
Эксперт «Гринпис-Россия» Дмитрий Петров рассказал «НИ»: «Уникальные природные заповедники в России начали создавать еще до революции. Сейчас в угоду бизнесу их пытаются уничтожить. Причем делается это под видом защиты природы и «совершенствования» экологического законодательства». Защитники природы отмечают: есть веские основания предполагать, что за поправками стоят коммерческие структуры и связанные с ними чиновники, заинтересованные в реализации крупных проектов на ООПТ. Речь идет, в частности, о строительстве «физкультурно-оздоровительного комплекса» на территории заказника «Большой Утриш», четырех горнолыжных курортах в заповедниках Кавказа, золотодобыче на землях национального парка «Югыд ва».
Еще в прошлом году Всемирный фонд дикой природы заявил, что приостанавливает сотрудничество с корпорацией «Олимпстрой». Причиной стал тот факт, что найденные решения, которые должны минимизировать ущерб окружающей среде, попросту не выполняются. Границы Кавказского заповедника изменили для строительства еще одной дороги к горнолыжному комплексу. Недавно линия, разделяющая территории нацпарка и заповедника проходила по реке Ачипсе. Сейчас двухкилометровая полоса на правом берегу юридически уже потеряла свой особый статус. В Дагестане при подготовке к юношеской Олимпиаде-2018 планируют застроить федеральный заказник «Самурский». Это по сути дела – единственный в России субтропический лиановый лес. Для строительства будущего курорта надо будет вырубить около 100 гектаров уникального пойменного леса и застроить песчаные дюны – жемчужину устья Самура.
Кто, как и кому оплатит ущерб? Сейчас, если муниципальное образование допустило загрязнение на территории заповедника, оно оплачивает возмещение ущерба не заповеднику, а самому себе. Президент поручил правительству разобраться с этими хитросплетениями: логично, чтобы средства, взысканные в счет возмещения ущерба, нанесенного особо охраняемым природным территориям, поступали на счета организаций, в управлении которых находятся ООПТ. Слово – за законодателями.
Дышите глубже
Еще одной природозащитной инициативой Дмитрия Медведева стала озвученная им на прошлой неделе в Бюджетном послании идея введения разных акцизов на топливо в зависимости от его экологического класса. В начале июня Минэнерго РФ предложило для мотивации скорейшего перехода на выпуск высокооктановых бензинов и дизтоплива 4-го класса и выше ввести с 2012 года большую, чем сейчас, дифференциацию ставок акциза. Однако, как отмечают экологи, эта мера лишь камуфлирует провал плана по переводу страны на топливо стандарта «Евро-3» и «Евро-4». Большинство НПЗ не готовы производить бензин более высокого класса, поскольку для этого требуются солидные деньги на их модернизацию. И аргумент приводится «железный»: стране рано избавляться от «Евро-2», поскольку на нем ездят большинство автомобилей в России. Нефтяников внимательно слушают, и в результате власть будет «играть» акцизами, а много раз объявленный переход вновь откладывается.
Насколько? Это еще предстоит решить. Неделю назад президент на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики фактически потребовал, чтобы правительство в течение месяца выработало окончательные предложения по срокам введения нового техрегламента на нефтепродукты. Он отметил, что нельзя «откладывать это каждый раз на потом, тем более что все страны это делают». Минэкономразвития считает, что чадящие автомобили могут ездить по нашим улицам еще года полтора. Минэнерго и нефтяники полагают, что с нынешним уровнем выхлопных газов мы легко доживем и до 2014 года.
В экспертном сообществе новые экологические инициативы, идущие сверху, оценивают по-разному. Одни поборники «зеленой» экономики настроены оптимистично: по их мнению, власть начинает понимать, что это – неотъемлемая часть модернизации, и потому берется за решение назревших проблем. Другие опасаются, что все закончится благими пожеланиями: охранять природу всей страны из Кремля невозможно, а на местах царят коррупция и самовластие, которые угробят любую, даже самую хорошую инициативу. Единственное, что вселяет хоть какую-то надежду, – это то, что глава государства поручил до 1 ноября этого года «принять решения, обеспечивающие присоединение РФ к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанную в г. Орхуссе 25 июня 1998 года». Если это произойдет, то хотя бы знать мы будем больше.