Posted 30 июня 2011, 20:00
Published 30 июня 2011, 20:00
Modified 8 марта, 05:58
Updated 8 марта, 05:58
– Александр, почему вы двинулись на юг и почему куплена именно «КраснодарЭКСПО»?
– Приобретение «КраснодарЭКСПО» укладывается в рамки нашей стратегии по развитию регионального бизнеса. В 2008 году мы приобрели сильную компанию «Сибирская ярмарка» в Новосибирске именно потому, что у нее богатый и разнообразный выставочный портфель по разным тематикам и профессиональный коллектив. Это известный бизнес в Сибири и в целом в России. Этой же логике мы следовали и в Краснодаре: мы купили развитую, большую выставочную компанию. «КраснодарЭКСПО» проводит более 20 выставок в год с совокупным объемом продажи площадей порядка 50 тыс. кв. метров. Краснодар, не считая Санкт-Петербурга, – самый крупный региональный бизнес в нашей отрасли. Новосибирск и Краснодар примерно одинаковы по размеру.
– Какими критериями вы руководствовались, из чего исходили, когда принимали решение о покупке?
– Руководствовались интересами региональной и тематической диверсификации, потому что приобретение «КраснодарЭКСПО» – это тоже расширение нашего тематического портфеля. Например, там проходит всем известная выставка «ЮГАГРО» – одно из самых масштабных мероприятий в России в области сельского хозяйства. В нашем портфеле не было сельскохозяйственной выставки, теперь она появилась. Кроме того, мы считаем, что это чрезвычайно перспективный регион, который активно растет и развивается. Прибавьте к этому все те события, которые планируется проводить в этом регионе – зимние Олимпийские игры 2014 года, чемпионат мира по футболу 2018 года. Очевидно, что значимость Краснодарского края будет только расти. Сильный портфель, профессиональный коллектив сотрудников, перспективы региона, масштаб бизнеса – все эти факторы сделали покупку «КраснодарЭКСПО» для нас привлекательной.
– Какие еще значимые выставки проходят в Краснодаре?
– Очень представительная строительная выставка «Южный архитектурно-строительный форум /YugBuild», охвачены темы пищевой промышленности, автомобилестроения, мебель (UMIDS) и деревообработка – то есть достаточно разнообразный отраслевой портфель. Недавно прошла выставка виноделия, на которую приезжал губернатор французской провинции Шампань, итальянские и французские виноделы. Многие краснодарские выставки уже носят международный характер, поэтому нам это близко и интересно.
– Вы приобрели компанию вместе с выставочным портфелем и выставочными площадями?
– Нет, мы купили только сами выставки, площади мы не приобретали. С их владельцами у нас долгосрочный контракт аренды. По уровню «КраснодарЭКСПО» – одна из наиболее качественных площадок в нашей стране. Но выставки там большие, та же «ЮГАГРО» уже достигает своего предела, близок к насыщению «Южный архитектурно-строительный форум/YugBuild», поэтому мы приветствуем проекты региона по строительству новых выставочных площадей.
– Обратимся к вашим московским выставкам. Еще в апреле «Крокус Экспо» разослал информацию о том, что отказывает ITE и MVK в проведении выставок в 2012 году. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
– С «Крокус Экспо» мы работаем с 2004 года и много способствовали тому, чтобы этот комплекс стал широко известной, серьезной выставочной площадкой. Первой из тех, кто привел туда большие международные выставки, была компания MVK, мы были вторыми, в частности, до последнего времени проводили там выставку MosBuild – ее вторую половину, посвященную интерьеру. В 2005 году мы подписали с «Крокус Экспо» 10-летнее соглашение по выставкам, охватывающее период по 2015 год. По выставкам MVK в 2008 году также было подписано долгосрочное соглашение. Работали все это время на принципах партнерства и паритета. Но руководство «Крокус Экспо» всегда стремилось запускать собственные выставки и выставочные программы – это не скрывалось и всегда делалось. И то, что происходит сейчас, надо воспринимать и трактовать как дальнейшие шаги по воплощению собственных проектов. Понятно, что в ситуации, когда площадка конкурирует с организаторами, организаторы себя комфортно не чувствуют. Я все-таки сторонник того, что каждый должен заниматься своим делом: площадка должна предоставлять площадь, услуги, профессионально управлять выставочным комплексом, а профессиональные организаторы должны проводить выставки. «Крокус Экспо» объявил о запуске своих новых выставок, не предоставив площади группе компаний ITE. Поэтому всю свою программу мы перевели на другие площадки. MosBuild, ряд других выставок теперь будут проходить в «Экспоцентре», который нам очень сильно помог тем, что скорректировал под наши проекты свой календарь. Некоторые выставки мы переводим на ВВЦ, некоторые – в Сокольниках, одним словом, все выставки перенесены без каких-либо потерь. А концентрация MosBuild на одной площадке с точки зрения наших экспонентов имеет свои преимущества, это вызвало у них положительную реакцию. Со следующего года выставка будет проходить в течение двух недель. Такой опыт у нас есть – в Новосибирске мы успешно проводим двухнедельную выставку «Стройсиб/SibBuild».
– А как вы оцениваете с точки зрения перспективы нежелание «Крокус Экспо» предоставить площади?
– Свои перспективы пусть в «Крокус Экспо» оценивают сами. С моей точки зрения отношения с площадками должны носить долгосрочный, стратегический характер с тем, чтобы организатор и его выставочный продукт чувствовали себя уверенно и спокойно. Такие отношения были и есть с «Экспоцентром», нашим давним и надежным партнером, так же мы выстраиваем сейчас отношения с ВВЦ. После вхождения MVK в состав группы компаний ITE появляется опыт работы в Сокольниках. Поэтому заявления руководителей ВВЦ и выставочного центра «Сокольники» об их дальнейших планах, их озвученные позиции, что они будут предоставлять площадки организаторам выставок и не конкурировать с ними, дают уверенность в том, что с такими площадками стратегические отношения выстроить можно.
– Компанию MVK вы приобрели со всеми ее плюсами и минусами. Расскажите о том, как будет меняться выставочный портфель, что будете делать с площадями, насколько самостоятельной остается компания?
– Мы приобрели компанию по двум основным соображениям: это значительная тематическая диверсификация нашего портфеля – у MVK есть такие темы, которых у нас не было ранее (упаковка, полиграфия, мебель). Мы будем делать значительные вложения в эти проекты, развивать маркетинг, привлекать зарубежных участников. Все наши планы связаны только с ростом выставок MVK, закрывать ничего не планируем. На сегодняшний момент все очень довольны, как проходит процесс интеграции MVK в ITE – достаточно гладко, никто не ощущает дискомфорта – ни сотрудники MVK, ни наши сотрудники. Интеграция сейчас находится уже на заключительной стадии. При этом мы полностью сохраняем MVK как отдельную самостоятельную компанию, как известный бренд, и не планируем их выставки растворять в ITE. В этом мы тоже видим силу того бизнеса, который приобрели.
– Планируете ли вы инвестировать в строительство выставочных центров в тех регионах, где ваша компания уже присутствует?
– По Краснодару сейчас трудно сказать. В Новосибирске, где заканчивается строительство крупного выставочного центра (первая очередь – порядка 22 тысяч кв. метров, все павильоны с конференц-залами), мы напрямую не инвестируем в площадку, но там нас очень устраивает сложившаяся модель по развитию выставочного комплекса. Новый центр строится на частные деньги местной девелоперской компании, а местные власти активно приветствуют этот проект и всячески помогают – будут развивать инфраструктуру, решать транспортные проблемы, делать все, чтобы выставочный центр жил и функционировал. В этом роль местной администрации, а наша роль, как организаторов, площадку заполнить, привнести туда существующую программу и активно ее развивать. Такое трехстороннее сотрудничество, когда выставочный центр строится на частные деньги при активной поддержке властей и организатора, который будет эту площадку эксплуатировать и развивать, является правильной моделью. Если такая модель будет работать и в других регионах, в том же Краснодаре, мы будем тем или иным способом в ней участвовать.
– В Екатеринбурге сейчас строится комплекс, претендующий на то, что он будет чуть ли не крупнейшим в стране – запланировано порядка 150 тысяч кв. метров. При этом там никакой транспортной инфраструктуры…
– Я думаю, что ничего страшного в этом нет. Привычки посетителей меняются, и 15 лет назад в Москве никто не думал, что будет выезжать за МКАД за покупками и развлечениями. Конечно, в идеале инфраструктура должна развиваться параллельно с площадкой, но это очень сильно зависит от местных властей. Если на Урале у властей будет такой же подход, как в Новосибирске, то все будет хорошо.
– Вас этот регион интересует?
– Нас он очень интересует. С приобретением MVK в нашу группу сейчас интегрируется компания MVK-Урал, которая уже проводит выставки в Екатеринбурге, это один из самых сильных организаторов. И мы наметили с ними целый ряд выставок, которые они будут делать на новой площадке. Поэтому мы будем всячески приветствовать и поддерживать развитие выставочной инфраструктуры на Урале.
– Какие еще регионы вы считаете перспективными, куда двинетесь дальше?
– В данный момент мы считаем, что у нас региональное покрытие достаточно широкое. С открытием нового ВЦ в Новосибирске наши выставки должны стать центром выставочного бизнеса в восточной части страны. Юг России у нас теперь представлен, будут новые площадки в Екатеринбурге, будем и там активно работать. Изучаем и другие возможности, многое зависит от наличия качественных выставочных площадей, их остро не хватает.
– Это серьезная проблема, многие вынуждены работать во дворцах спорта, домах культуры. Эти площадки вас не устраивают в принципе?
– Мы позиционируем наши выставки как продукт очень высокого международного уровня. Этому, разумеется, должна соответствовать и площадка – как по своему качеству, так и по уровню предоставляемых услуг.
– Выставки, даже самые успешные, должны развиваться. Как меняются ваши проекты?
– Любая выставка – это живой организм, и если хочешь поддерживать в нем жизнь, все время должно что-то происходить. Надо постоянно работать над созданием более комфортных условий для экспонентов, для работы посетителей, расширять деловую программу. Так, в этом году в рамках MosBuild мы проводили мероприятия, связанные с экологическими вопросами, «зелеными» стандартами в строительстве – эта тема очень актуальна и популярна, особенно на западе. Мы запустили клуб привилегированных посетителей MosBuild Diamond Club. Провели очень большую работу по отбору топ-байеров – руководителей компаний, которые осуществляют значительные, серьезные закупки строительных материалов и являются крупнейшими посетителями выставки, и специально для них построили VIP-залы, где им была организована комфортная работа. Лаунжи были решены в интересной стилистике, в них предоставлялись разные услуги, и это вызвало у участников большой интерес. На MITT стал очень популярен появившийся недавно павильон России. В рамках выставки второй год проводится Конгресс по медицинскому туризму, тоже очень актуальная сегодня тема. И такие нововведения осуществляются по всем выставкам, мы не стоим на месте.
– Выставочный портфель у ITE большой, а есть ли в планах развитие конференц-направления?
– У нас достаточно много конференций, но они проходят в рамках выставок. Хотя в прошлом году мы проводили ряд мероприятий, которые не были связаны с выставками. Например, мы активно участвовали в РосНаноФоруме – проводили две крупные конференции. Надо отметить, что проводить конференции в рамках выставок лучше, потому что возникает колоссальный синергетический эффект – выставка получает дополнительное качество в виде бизнес-программы, а конференция проходит в рамках крупного отраслевого события. Такие «выставочные» конференции у нас есть, мы проводим их в рамках туристической выставки MITT, строительной и интерьерной выставки MosBuild, «ТрансРоссии». Наша компания не раз выигрывала международные тендеры на проведение в качестве оператора Всемирного нефтяного конгресса – WPC (проектом занимаются наши коллеги в Лондонском офисе компании), который ежегодно проходит в разных странах. В 2014 году такой конгресс впервые пройдет в Москве. Мероприятие не менее масштабное, чем Олимпиада в Сочи, наша столица будет принимать порядка пяти тысяч участников. Среди операторских компаний будет объявлен тендер на проведение конгресса, и мы примем в нем участие.
– Как будет развиваться выставочная отрасль страны в ближайшие годы, процесс консолидации продолжится?
– Консолидация – это для выставочного бизнеса очень правильный процесс, потому что рынок наш чрезвычайно фрагментирован, очень много мелких игроков с небольшими выставками. Соответственно тяжело получить какие-то серьезные инвестиции и высокое качество. Поэтому процесс консолидации отрасли необходим. С другой стороны, этот процесс очень сильно зависит от выставочных площадей. Если будут развиваться выставочные площадки и операторы смогут чувствовать себя на них уверенно, то это побудит к более активным действиям других крупных операторов с деньгами, активизирует существующих игроков. Отсутствие площадей очень сильно сдерживает отрасль. Москва, например, нуждается еще в 150–200 тысячах кв. метрах, тогда можно будет более активно инвестировать в выставочную отрасль. Санкт-Петербург по праву может стать конгрессной столицей страны. Москва в таком случае будет более выставочным городом, выставочной столицей. Специализация двух крупнейших городов будет выгодна всем.