Posted 28 июня 2011, 20:00
Published 28 июня 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:16
Updated 8 марта, 06:16
Стоит заметить, что и сам совет директоров особенно не скрывал, на чьей стороне его симпатии. На обсуждение кандидатур на пост главы МВФ отведено два дня. Какого-либо строгого регламента выборов нет, но обычно по решению совета директоров последним перед ними выступает наиболее сильный кандидат. Карстенс выступил первым, во вторник. Лагард выступит сегодня. Знак более чем ясный.
В том, что еще до голосования мнение совета директоров определено, нет ничего удивительного. МВФ – это своеобразное акционерное общество. Количество голосов при выборе директора-распорядителя зависит от размера взносов государств – членов организации. Чем больше размер взноса – тем больше голосов. «Контрольного пакета» в МВФ не имеет ни одна страна. Самое большое количество голосов у США – около 17%. Однако страны–члены Евросоюза в сумме набирают порядка 30%. Де-факто глава МВФ и выбирался по и%тогам консультаций лидеров европейских государств и США. По традиции директор-распорядитель представляет Европу. «Для европейцев, изрядно растерявших свое влияние в мире, контроль над МВФ – это своего рода утешительный приз. Это одна из немногих оставшихся у Европы привилегий», – напомнил в беседе с «НИ» Сергей Караганов, глава совета по внешней оборонной политике. Перед голосованием многие надеялись, что и этой привилегии европейцы лишаться, а в МВФ последуют серьезные перемены. Мол, в организации усилится влияние стран «третьего мира», или хотя бы Китая, на долю которого уже приходится порядка 6% голосов.
В числе претендентов на место Стросс-Кана представители каких только стран не фигурировали – от министра экономического планирования ЮАР Тревора Мануэля до главы Центробанка Казахстана Геннадия Марченко. Однако в итоге все-таки появившимся кандидатом от «третьего мира» стал Карстенс, который меньше всего подходит на роль человека, способного на революционные перемены. 52-летний мексиканец уже работал в структурах МВФ: с 2003 по 2006 год он был заместителем управляющего директора и какими-либо громкими инициативами на своем посту не прославился. От него вряд ли можно ожидать речи с критикой основ экономической политики МВФ (так называемого Вашингтонского консенсуса), которую в апреле этого года произнес Стросс-Кан и которая, по расхожей конспирологической версии, и стала причиной его неприятностей.
Еще меньше вероятность «бунта» со стороны Лагард, 20 лет проработавшей в Америке и имеющей самые широкие связи в кругах американского и европейского истеблишмента. «Она супер. Впечатляет, можно сказать», – выразил незадолго до заседания совета директоров МВФ общее мнение политиков Запада премьер-министр Новой Зеландии Джон Кей.