Posted 21 июня 2011, 20:00
Published 21 июня 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:20
Updated 8 марта, 06:20
Напомним, 24 мая 2011 года Мосгорсуд смягчил на один год наказание экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МЕНАТЕПа Платону Лебедеву. Ранее Хамовнический суд признал их виновными в хищении нефти и отмывании доходов от ее реализации и приговорил к лишению свободы на 14 лет. С учетом того, что Ходорковский и Лебедев уже отбыли часть срока, к которому в 2005 году их по «первому делу ЮКОСа» приговорил Мещанский суд, они должны выйти на свободу в 2016 году.
По словам судьи Владимира Усова, смягчение приговора было продиктовано изменениями в Уголовном кодексе. «Если раньше статья 160 УК предусматривала от пяти до 10 лет лишения свободы, то сейчас – от двух месяцев до 10 лет, – рассказал судья. – И второе, почему снижение произошло, – потому что из объема обвинения была исключена часть похищенной нефти, то есть объем обвинения был уменьшен».
Судьи заявили, что они выносили решение самостоятельно и не испытывали давления ни со стороны власти, ни со стороны общественности. Политическим, по словам Владимира Усова, «дело ЮКОСа» назвать нельзя. На его взгляд, независимым является и приговор Хамовнического суда. Напомним, защита Ходорковского и Лебедева заявляет, что приговор написан настолько неграмотно, что его авторство не может принадлежать рассматривавшему дело более двух лет судье Виктору Данилкину. Бывшая пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева также утверждает, что приговор был написан не г-ном Данилкиным. По мнению же Владимира Усова, приговор «написан профессионально, в нем содержатся все доводы, мотивы преступления». «Такого впечатления, что кто-то писал за Данилкина, у нас не сложилось», – заявил судья.
Не усмотрели судьи и нестыковок в приговорах по первому и второму «делам ЮКОСа». В то же время как рассказал «НИ» адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант, приговоры «противоречат друг другу до степени взаимоисключения». «Из второго приговора следует, что у компании всю нефть украли, а из первого, что компания не платила налоги от реализации нефти. Как можно требовать уплаты налогов от реализации нефти, которая была похищена?»
Заявление Натальи Васильевой о том, что приговор Хамовнического суда был написан судьями Мосгорсуда, Владимир Усов назвал провокацией. Корреспондент «НИ» попросила г-на Усова прокомментировать слова Михаила Ходорковского, прозвучавшие в зале Мосгорсуда. В своей речи осужденный сказал, что решение кассационной инстанции войдет в историю, а президенту предстоит решить, что ему нужнее: правовое государство или возможность неправовой расправы. Однако вопрос «НИ» был «отклонен». «Этот вопрос не касается рассмотрения дела, не касается судебного процесса», – ответила за судью пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.
Вадим Клювгант в беседе с «НИ» назвал пресс-конференцию, на которой звучали только предсказуемые ответы, а ответов на неудобные вопросы вовсе не звучало, игрой в демократию. Такой же игрой в демократию, по его мнению, была и проверка, которую провел Следственный комитет России (СКР) в связи с требованием возбудить уголовное дело против судьи Данилкина. Напомним, с таким требованием Ходорковский и Лебедев обратились в СКР 17 мая. Среди оснований было указано заявление Натальи Васильевой о том, что Виктор Данилкин писал приговор под давлением, а текст приговора готовился в Мосгорсуде. 20 июня СКР отказал Ходорковскому и Лебедеву в возбуждении уголовного дела против Данилкина. «Проверку поручили тому же следователю Дреманову, который входил в следственную группу по делу ЮКОСа, – рассказал «НИ» Вадим Клювгант. – То есть он проверял сам себя».
ПЛАТОН ЛЕБЕДЕВ ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ ПРЕЗИДИУМА МОСГОРСУДА