Posted 18 июня 2011, 10:07

Published 18 июня 2011, 10:07

Modified 8 марта 2024, 06:22

Updated 8 марта 2024, 06:22

Фурсенко «не имеет морального права» уйти в отставку

18 июня 2011, 10:07
Фурсенко «не имеет морального права» уйти в отставку

Министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что у него нет морального права уходить в отставку. Данное заявление он сделал в кулуарах Петербургского экономического форума. «Логика чиновника: раз взялся за какое-то дело, то должен выполнять. Я не имею морального права сказать, что мне надоело и я уйду», — заявил министр.

По его мнению, причиной критики, которой его регулярно подвергает общественность, является нелюбовь общества к переменам. «На самом деле, идет реальная реформа, как бы мы не не любили это слово», — цитирует Фурсенко РИА Новости. — Может быть, это (образование) единственное место, где оно идет в настоящее время. Тема максимально чувствительная, ведь у нас нет тем более чувствительных, чем наши дети. Но никакая реформа никогда не будет иметь позитивного отклика». При этом он добавил, что сам не любит ничего менять.

«Но ни один человек не говорит, что у нас все хорошо в образовании, все говорят, что надо нам другое образование. Однако при этом любое конкретное изменение всегда болезненно. И к этому надо относиться с пониманием, и у меня обид на это нет», — добавил он.

Еще 30 мая Андрей Фурсенко заявлял, что по собственной инициативе не покинет пост министра. Он отметил, что готов обсуждать любую конструктивную критику, но не примет «вранья» и передергивания фактов, которые имеют место в некоторых обсуждениях.

Как напоминает «Лента.ру», Андрей Фурсенко был назначен министром образования и науки во вновь сформированном правительстве Михаила Фрадкова в марте 2004 года, после отставки кабинета Михаила Касьянова. В том же месяце в интервью СМИ Фурсенко признал, что это назначение было для него было неожиданностью. Министр заявлял, что «вопросы промышленности мне гораздо ближе, чем вопросы образования», но при этом подчеркивал, что заниматься на новой должности будет преимущественно образованием.

В конце марта 2004 года Фурсенко во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II заявил о намерении ввести в школе изучение религиозных предметов. При этом он особо отмечал, что речь идет о преподавании основ религиозной культуры, причем не только православной. Впоследствии Фурсенко неоднократно настаивал на том, что предметы, связанные с изучением религии, должны преподаваться в общеобразовательных школах в рамках историко-культурологических дисциплин. Осенью 2006 года Фурсенко критиковал введение в ряде регионов в составе регионального компонента образовательного стандарта, который не требовал согласования с федеральным центром, предмета «Основы православной культуры» (ОПК) — выступал против обязательного изучения в школах ОПК и за введение истории основных религий.

На посту министра Фурсенко продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы «Единого государственного экзамена» (ЕГЭ — проводимый в виде теста единый экзамен во всех российских школах, по результатам которого школьники могли бы поступать в вуз), начатое его предшественником Владимиром Филипповым. И хотя первоначально (в апреле 2004 года) Фурсенко критически отзывался о ЕГЭ, заявляя в частности, что прием в вузы по результатам массового единого экзамена не совместим с понятием профессионального высшего образования, уже в августе, накануне нового учебного года, он сообщил СМИ, что единый экзамен вскоре станет основной формой проверки знаний российских школьников и что ни сворачивать введение ЕГЭ, ни принижать его значение для высшей школы подконтрольное ему министерство не будет. С осени 2004 года ЕГЭ проводился как эксперимент в ряде регионов РФ. В августе 2006 года правительство РФ одобрило законопроект, согласно которому с 2009 года ЕГЭ вводился повсеместно. Однако под давлением части ректорского корпуса, недовольной этим нововведением, и в частности ректора МГУ Виктора Садовничего, в документе были предусмотрены исключения, позволяющие крупнейшим российским университетам принимать абитуриентов помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад. В январе 2007 года закон о введении ЕГЭ был принят Госдумой, в феврале — Советом Федерации и подписан президентом РФ Путиным.

Кроме введения ЕГЭ Фурсенко также продолжил начатое в 2002 году присоединение России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны были быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо готовившего специалистов одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также замену аспирантуры докторантурой. Реформа высшего образования встретила значительное сопротивление со стороны ректоров, профессоров и преподавателей. По данным СМИ, лишь 20% вузов поддерживало преобразования, предлагаемые правительством. В частности, ректор МГУ Садовничий призвал подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отмечал, что введение новых стандартов разрушит сложившиеся школы российского технического и естественнонаучного образования. В итоге в марте 2007 года правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, в котором, наряду с утверждением двухуровневой подготовки по ряду специальностей, предусматривалось, что выпускники профильных технических и медицинских вузов и факультетов по-прежнему будут получать диплом специалиста.

В ходе реформы образования Фурсенко неоднократно делал непопулярные, но важные, по его мнению, заявления. В январе 2005 года он сообщил, что, по его мнению, стипендию должны получать только отличники и социально незащищенные студенты, а в январе 2006 года отметил, что в российских школах в полтора раза больше учителей, чем необходимо. По его словам, нехватка учителей в школах является мифом. Таким образом, заключил министр «это и есть резерв для увеличения финансирования школ и повышения зарплаты». В мае того же года Фурсенко заявил, что число бюджетных мест в вузах будет сокращаться. Необходимость сокращения, по его мнению, была продиктована общим уменьшением населения и перепроизводством специалистов, невостребованных на рынке труда.

Во время публичных выступлений Фурсенко по вопросам образования с ним не раз происходили разнообразные неприятные инциденты. Так, в марте 2005 года его закидали яйцами на встрече со студентами в красноярском Доме учителя, в сентябре после совместной пресс-конференции с министром образования ФРГ он получил пощечину от активистки Национал-большевистской партии, в ноябре был освистан на свердловском форуме «Молодежь меняет мир». Комментируя случившееся, Фурсенко заявлял, что «яйца, свист, пощечины — это попытка слабых людей добиться того, чтобы диалог разорвался». Однако, настаивал министр, «никакие попытки к этому не приведут», так как он «будет вести диалог до тех пор, пока будут собеседники».

При активном участии Фурсенко была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий — Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академия образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ). В ноябре 2006 года Госдума приняла поправки в закон «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которым президент РАН утверждался президентом РФ, а президенты отраслевых академий — правительством. Кроме того, правительством утверждались уставы академий. Фактически, по мнению СМИ, это означало утрату академиями своего традиционно независимого статуса. В декабре 2006 года эти изменения одобрил Путин. Необходимость реформы Фурсенко и правительство объясняли тем, что академии недостаточно эффективно управляли своим имуществом и финансовыми средствами. В свою очередь представители научного сообщества, в том числе президент РАН Юрий Осипов, еще в 2005 году заявляли, что конечной целью преобразований является отъем имущественных комплексов, которыми обладали научные учреждения.

После отставки правительства Фрадкова в сентябре 2007 года Фурсенко сохранил свой пост в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков.

В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев, после чего он поручил членам кабинета, в том числе и Фурсенко, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. Затем Фурсенко вновь стал главой Министерства образования и науки.

Наряду с подготовкой перехода на Болонскую систему, во второй половине 2000-х годов ведомство Фурсенко активно занималось разработкой новых стандартов школьного образования. В частности, еще в 2007 году министр сообщил о намерении разделить школьную программу на обязательную базовую и вариативную, которая определялась как регионом, так и самим образовательным учреждением. В феврале 2009 года Фурсенко, комментируя разработку стандартов, также выступил за отмену преподавания в школах высшей математики. При этом он указал, что ни он, ни ректор МГУ Садовничий высшую математику в школе не изучали, но несмотря на это, «не дурее других». Летом 2009 года сообщалось, что стандарты начнут работать в сентябре 2010 года, причем на тот момент имелось еще несколько конкурирующих и неутвержденных проектов стандартов, тогда как ранее обещали ввести их с 1 сентября 2009 года.

2009 год был отмечен продвижением во взаимоотношениях возглавляемого Фурсенко министерства и религиозных организаций. В феврале министр объявил о начале государственного лицензирования духовных семинарий, а также анонсировал признание духовных ученых степеней наравне со светскими (проект соответствующего документа был подготовлен уже в марте 2009 года). В июле президент России Медведев поддержал идею преподавания в школах основ религии: согласно запускавшемуся в начале 2010 года эксперименту, школьники должны были прослушать либо курс основ одной из религий (православия, ислама, иудаизма или буддизма), либо историю религий, либо светскую этику.

Согласно данным, обнародованным весной 2010 года, доход Фурсенко за 2009 год составлял около 4,9 миллиона рублей. В его собственности на этот момент находились земельный участок, жилой дом с постройками и квартира. Еще одна квартира, а также два автомобиля числились в собственности супруги министра.

Фурсенко — член совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование».

Подпишитесь