В новой редакции законопроекта техосмотр увязали с выдачей полисов ОСАГО. Теперь «бремя» проведения ТО, отобранное у Госавтоиспекции, ляжет на плечи аккредитованных техцентров, которые будут находиться под контролем Российского союза автостраховщиков (РСА). После прохождения там ТО путь автовладельцев будет один – в страховую компанию за полисом ОСАГО.
Теперь именно страховщики будут контролировать техническую готовность «железных коней» к эксплуатации. Кстати, сами талоны техосмотра тоже со временем обещают отменить. Данные о прохождении ТО будут включаться в специальную автоматизированную базу данных. Туда войдут данные о марке и модели машины, VIN- номере, сведения о владельце, а также номер, дата выдачи и срок действия талона. Отметим, что новые автомобили (до трех лет) проходить ТО не обязаны. Автомобили от трех до семи лет (включая грузовики до 3 тонн) должны осматриваться раз в два года, а машины старше семи лет обязаны делать это ежегодно. Грузовики свыше 3 тонн и спецтранспорт будут проходить ТО также раз в год, а маршрутки, автобусы и такси – раз в полгода.
Законопроектом предусмотрен двухлетний переходный период, когда автовладельцы по желанию смогут обращаться как в действующие сейчас пункты по прохождению техосмотра, так и в новоявленные аккредитованные техцентры. Кстати, по новым правилам автовладельцы не будут привязаны к «родному» региону или муниципальному образованию при прохождении ТО (процедуру можно будет пройти в любом техцентре страны).
Законодатели уверяют, что количества пунктов прохождения ТО будет достаточным, их минимальное количество будет определяться конкретной ситуацией в регионе, за которой должны следить местные власти. Так что пресловутых очередей, как уверяют разработчики закона, тоже не будет. В плюс ставится и то, что на любом этапе прохождения ТО автовладелец может забрать документы и уехать в другой центр, если заподозрит, что ему навязывают ненужные услуги.
А теперь о минусах. Стоимость прохождения ТО пока точно не определена, но, как ранее заявил председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, она будет составлять около трех тысяч рублей. Самое удивительное – это обоснование названной суммы парламентарием: складывается она «из госпошлины плюс половина коррупционной составляющей – того, что сегодня платится «влево». Почему кроме 300 рублей госпошлины честные граждане будут обязаны платить еще и то, «что платится влево», не совсем ясно. Остается надеяться, что депутат пошутил, а предельная цена и ее обоснование, которые должна представить Федеральная служба по тарифам, будут более логичными.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин рассказал «НИ» о более серьезной проблеме в новой методике прохождения ТО. Техцентры действительно могут профессионально осмотреть ТС и составить заключение о неисправностях, а вот проверить авто на угон, по всей видимости, не смогут. «Я не очень понимаю, как при этом будет осуществляться проверка транспортного средства на угон, если в этом процессе все равно должен участвовать сотрудник полиции, – недоумевает г-н Травин. – Потому что у сервисов не будет никаких баз данных. Ведь те базы, которые хранятся в органах внутренних дел, по разыскиваемым преступникам и похищенным автомобилям не должны передаваться в частные руки. Это исключительно полицейская работа. И МВД не может делегировать свои полномочия частной структуре. На техосмотре проверяются не только тормоза или отсутствие «баранки». Поговаривают, что в этих же центрах будут сидеть сотрудники полиции, которые и будут заниматься проверками».
Под сомнение ставится и благая цель законодательных изменений – искоренение коррупционной составляющей, которая прочно и давно укоренилась в процедуре ТО. Эксперт полагает, что коррупция не исчезнет, а еще больше расцветет, но уже в других местах. «Теперь в кабинеты РСА будут заноситься деньги от тех, кто очень хочет в этом бизнесе поучаствовать. То, что сейчас происходит, – это некая агония, сопряженная с неистовым желанием «хапнуть» в последний раз», – уверяет Виктор Травин.
По мнению президента Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, техосмотр вообще должен быть добровольным, для того, чтобы страховщики могли вводить только понижающий коэффициент для желающих пройти техосмотр. «Хорошо бы было еще сделать, чтобы техцентры не зависели от страховых компаний, а лицензия выдавалась непосредственно человеку, а не организации. Важно, чтобы эти люди состояли в саморегулируемой организации и были ответственны за то, как они провели ТО и насколько честно выполнили свою работу», – заявил «НИ» г-н Канаев.