Во вторник бывшего пресс-секретаря Хамовнического районного суда Москвы Наталью Васильеву опросили в Следственном комитете России. На встречу со старшим следователем по особо важным делам при председателе СКР генерал-майором Александром Дрымановым она была приглашена в ходе доследственной проверки по заявлению о фальсификации приговора Ходорковскому и Лебедеву по «второму делу ЮКОСа». Приговор выносил судья Виктор Данилкин. Проверку еще 17 мая инициировали экс-владельцы нефтяной компании и их адвокаты. В феврале Наталья Васильева заявляла, что приговор судья Данилкин писал не сам.
Вчера в течение 2,5 часа женщина отвечала на вопросы следователей. По словам ее адвоката Ирины Хруновой, сама постановка вопросов указывает на невозможность завести уголовное дело в отношении Виктора Данилкина. «Спрашивали, есть ли доказательства, что приговор писался не Данилкиным, а в Мосгорсуде. Уточняли, видела или слышала Наталья лично, как писался документ судьями Мосгорсуда. Прямых доказательств и свидетельств у нас, конечно, нет, а остальное, с их позиции, домыслы, которые следствие «не интересует»,– сказала «НИ» г-жа Хрунова.
Но следователю были переданы фотокопии трех страниц результативной части приговора. По мнению Натальи Васильевой, это первоначальный вариант, согласно которому Михаил Ходорковский и Платон Лебедев получали по 10 лет лишения свободы. В декабре же экс-владельцам ЮКОСа дали по 14 лет, впоследствии «срезав» по одному году каждому. По словам г-жи Васильевой, перечеркнутые листки с тремя восклицательными знаками на каждом попали в ее рабочую папку случайно. «Надеюсь, оснований для уголовной или административной ответственности за вынос из суда этих документов мой клиент не понесет», – подчеркнула Ирина Хрунова. В СКР пришли к выводу, что бумаги о какой-либо фальсификации приговора свидетельствовать не могут. По версии следователей, отсутствие на них подписей и рукописных записей не дает возможности определить их происхождение.
По мнению адвоката Михаила Ходорковского Вадима Клювганта, и без листков «первого приговора» было достаточно оснований возбудить дело. «Но это если проходит действительно проверка, а не притворство, – объяснил «НИ» г-н Клювгант. – Для нас что 10 лет, что 13 лет – не имеет значения. Человек ничего преступного не совершил, а преступление и доказательства сфальфицированы». Адвокат нацелен только на отмену приговора. Ирина Хрунова энтузиазм коллеги не разделяет. «Доследственная проверка закончится постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, – уверена г-жа Хрунова. – Не будет уголовного дела по факту неправосудного приговора. Это повлечет отмену срока для Ходорковского, а этого быть не может».