Posted 7 июня 2011, 20:00
Published 7 июня 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:27
Updated 8 марта, 06:27
Так или иначе все представленные картины затрагивали социальные коллизии в современном французском обществе. Похоже, проблемы нелегальных иммигрантов и лиц нетрадиционной ориентации сегодня выходят на первый план. У Филиппа Лиоре в «Добро пожаловать» (отмеченной множеством премий драме о границах любви и преодолении предрассудков) главный герой Симон в блестящем исполнении Венсана Линдона помогает 17-летнему курдскому подростку, приехавшему из Ирака. Дело происходит в портовом Кале, городок наводнен иммигрантами. Закон против них и французов, их скрывающих. Один сосед Симона армии стукачей стоит. Герой потрепан и потерт жизнью, у него разлад в отношениях с любимой женой (которая работает волонтером в лагере беженцев), а юный курд ради любимой девушки готов переплыть Ла-Манш.
Эта глубоко эмоциональная драма не противопоставляет героев жертвам, по сути, все здесь так или иначе пострадавшие. Но гуманизм одних все же резко выделяется на фоне безразличия или же враждебности других. Тех, кто в массе и представляет современный социум.
На не менее болезненную тему антисемитизма размышляет в своей «Девушке из электрички» Андре Тешине. Сама картина основана на реальных событиях, вызвавших во Франции широкий общественно-политический резонанс. Но это также и исследование молодежных движений из пригородов, взгляд на судьбу неустроенных, лишенных каких-то внутренних ориентиров подростков. Как Жанна (Эмили Дюкенн из «Розетты» братьев Дарденн), запутавшаяся девчонка с провинциальным сознанием, ролики – основное времяпрепровождение. Мама ее (Катрин Денёв) подрабатывает как бэбиситтер, сама же Жанна как большой ребенок, с отчаяния натворивший глупостей.
О ребенке мечтает так, как иной женщине и не снилось, герой комической мелодрамы «Как все» Венсана Гаранка, бывшего гостем кинонедели. Гаранк – бывший документалист, «Как все» – его дебют в игровом кино. Он (дебют) получился трогательным, отчасти смешным, но без пошлости и спекуляций на щекотливой теме. Ведь 42-летний Эмманюэль (для родных и друзей просто Маню) – гомосексуалист с длительным стажем. При этом по профессии он педиатр, дети его окружают постоянно, племянники обожают. Но вот беда: его возлюбленный друг и партнер Филипп категорически не хочет ничего менять в своей жизни, он против усыновления. Рискуя потерять Филиппа, Маню (кстати, всегда обаятельный Ламбер Вильсон, партнер Бинош по «Свиданию» Тешине) все же стремится стать отцом…
Здесь тоже будет и девушка из Аргентины, которой следует помочь пусть и по принципу бартера, и непонимание родственников, и вереница лесбийских пар (довольно комические эпизоды фильма). Но суть в другом: никому не отказано в праве создать семью, пусть ты иной, а если при этом еще и отличный врач, прирожденный отец, и только закон пока еще не на твоей стороне. Как сказал сам Венсан Гаранк, в какой-то мере его фильм о путешествии, в переносном смысле, «о переходе идеи через границы». Для режиссера эта история глубоко личная, лет двадцать назад он сам сказал другу-гею, что тот не должен думать об усыновлении ребенка, не имеет, мол, права. «Я вел себя как ретроград»,– говорит Гаранк сегодня. Не без раскаяния говорит.
Нам до французских либеральных взглядов еще расти, но «Как все» ненавязчиво и подводит к постепенному росту, сводя на нет источники нетерпимости.
Всего за неделю было показано восемь фильмов, среди которых один анимационный (снятый за 900 тысяч евро ироничный и мрачный «Убийца с Монмартра»), музыкальная сказка Жака Деми «Ослиная шкура» 1970 года по мотивам произведений Шарля Перро (с Катрин Денёв и Жаном Маре) плюс пять картин из ретроспективы Жюльетт Бинош и документальный фильм ее сестры о ней, наиболее значимой французской актрисе последних двадцати лет.
«В глазах Жюльетт Бинош» был снят Марион Сталенс по заказу телеканала Arte France. В течение года режиссер (она также профессиональный фотограф) сопровождала свою знаменитую сестру-актрису во время съемок и различных культурных мероприятий. Вот Бинош на репетиции спектакля с элементами хореографии, вот готовится к выставке собственных картин, а вот вспоминает, как снималась у Киаростами, Тешине, Каракса, Ханеке и Кесьлевского. Это не байопик, но традиционный для культурного телеканала фильм-портрет, снятый к тому же заинтересованным лично человеком.
В самой ретроспективе фильмов Бинош следует отметить «Свидание» Андре Тешине, драму Лео Каракса «Любовники с Нового моста», красочного, приключенческого «Гусара на крыше» Жан-Поля Раппно и, конечно же, «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлевского – первую часть известной трилогии польского классика. За эту работу Жюльетт Бинош была удостоена премии «Сезар» у себя на родине и получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале.