Как сказала «НИ» Татьяна Натарова, директор по связям с общественностью «Ниссан Мотор Рус», «приостановка поставки комплектующих планировалась давно в связи с необходимостью синхронизировать график поставок двигателей с графиком производства». «Мы надеемся, что ситуация с производством комплектующих будет взята под контроль, и приостановка, связанная со стихийным бедствием, не повторится в будущем», – сообщила г-жа Натарова. Как бы то ни было, чтобы решить проблему уже сейчас, недостающие двигатели приходится возить в Петербург из Японии самолетами, однако восполнить дефицит поставок пока не удается, о чем свидетельствует приостановка производства.
Как уверяют на петербургском предприятии, сейчас завод в японском Иваки работает в нормальном режиме, так что остановок работы филиала и перебоев с поставками быть не должно. Между тем автопроизводители из Страны восходящего солнца вряд ли настроены столь же оптимистично. Производство на заводах Toyota Motor во всем мире в апреле упало на 78,4%, Nissan Motor– на 22,4%, Honda Motor– на 53%, Mazda Motor– на 35%, Mitsubishi Motors– на 14,6%. Как сказал «НИ» аналитик рынка Артем Лаврищев, приостановка производства Nissan в Петербурге и вызванные стихийным бедствием проблемы других японских автопроизводителей «вполне могут привести к тому, что многие российские потребители пересмотрят свои взгляды на покупку японских машин, отдав предпочтение европейским, американским и корейским моделям».
К этому добавились страхи покупателей в связи с возможным радиоактивным заражением поступающих из Японии машин и комплектующих. Федеральная таможенная служба (ФТС) продолжает фиксировать попытки ввоза на российский Дальний Восток автомобилей с повышенным радиационным фоном, сообщил глава ведомства Андрей Бельянинов. На данный момент задержаны десятки автомобилей, доставленных в нашу страну. «Это единичные случаи, тем не менее это меня возмущает. Эти автомобили, которые несут смерть, в случае попадания в Россию могут разойтись в любой регион страны», – заявил чиновник. По заявлению пресс-службы Балтийской таможни, при таможенном контроле на посту «Лесной порт» большегруза с контейнером, содержащим шины для легковых автомобилей, который прибыл из Японии на теплоходе в Санкт-Петербург, также выявлено превышение радиации.
Как рассказал «НИ» председатель правления экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин, «если поверхность автомобиля или комплектующей детали загрязнена радионуклидами, то их можно «отмыть», очистить и использовать. «Но в любом случае наличие деталей, загрязненных радионуклидами, – это ситуация неприятная и даже опасная», – отметил эксперт.