Posted 17 мая 2011, 20:00
Published 17 мая 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:24
Updated 8 марта, 06:24
Сыр-бор с дефицитом бензина весной этого года начался из-за сокращения его производства и увеличения экспорта. «НИ» попытались разобраться, связаны ли между собой эти два фактора. Источник, близкий к «Роснефти», ныне независимый эксперт сырьевых рынков, рассказал, что дефицит сложился в результате решения правительства перейти с 1 января 2011 года с бензина стандарта «Евро-2» на стандарт «Евро-3». Фактически это означает отказ от употребления на территории России бензинов марки Аи-80 и Аи-92. Немногие производители сумели к этому подготовиться.
Кстати, полный запрет реализации топлива стандарта «Евро-2» вступает в силу с 5 сентября, а до тех пор А-92 легален, но только в случае, если остальные его показатели (кроме октанового числа) соответствуют более высокому стандарту «Евро-3». Поэтому самым простым решением для производителей стал экспорт неподходящего по качеству бензина за рубеж. Аи-92, который по сей день служит основным топливом для массового российского автопарка, в марте–апреле с успехом «пошел» на рынки США, Африки, да и той же Европы, где служит сырьем для производства более чистого бензина. К тому же правительство в феврале, испугавшись внутреннего роста цен на топливо, приказало их «заморозить», что еще более ускорило переориентацию нефтепереработчиков за рубеж, где цены с начала года существенно подросли вслед за нефтяным трендом.
«Если посмотреть статистику, самый большой экспорт за март–апрель у «Роснефти» – объемы увеличились практически вдвое, – подчеркнул наш источник. – А общий экспорт бензина из России увеличился до 2,5 раза». Правительство забеспокоилось в поисках сговора и организаторов дефицита, в то время как рынок оголялся под предлогом того, что вывозимый продукт не подходит под повышенный стандарт. Конечно, другие производители, которые не обзавелись необходимым оборудованием очистки, тоже присоединились к флагману отечественной нефтепереработки на пути к зарубежным рынкам, в итоге страна лишилась традиционного зимне-весеннего бензозапаса, который ежегодно копился за период низкого потребления к летнему сезону.
Те регионы, где независимых АЗС больше, чем сетевых, сразу ощутили дефицит, так как НПЗ вертикально интегрированных компаний (ВИНК) прекратили им отгрузку топлива и одновременно удалились с биржи. Первым забил тревогу Алтайский край, а затем проблемы начались в Томске, Новосибирске, Иркутске, Республике Тыва, Мурманске, Санкт-Петербурге, на Сахалине, в Ярославле, Курске, Краснодаре.
Вчера из Забайкалья пришло сообщение, что за последнюю неделю цены выросли на 2–3 руб., и самый популярный бензин марки Аи-92 в Чите стоит от 33 руб. При этом цена не растет на единственной в городе заправке, расположенной на трассе Чита–Иркутск примерно в 10 км от краевого центра. Литр Аи-92 там стоит 26 руб., а в очередь выстраивается нескольких десятков автомобилей. А ведь до середины мая в Забайкальском крае не было ни дефицита горюче-смазочных материалов, ни существенного роста цен. Власти региона объясняют это иссякшими запасами топлива у нефтесбытовых компаний, находящихся вдали от НПЗ.
«Сейчас сложно сказать, на самом ли деле вывозился именно 92-й бензин – данные таможенной статистики проверить невозможно. Но хранилища опустошены, и это совпало с чередой ремонтов на многих НПЗ, что дало снижение производства. В результате рынок получил дефицит со смещением паритета цен – внутри страны торговать бензином стало не интересно, – заявил эксперт. – Ситуация сложилась непростая, тем более что даже если пошлина составит 200% и бензин действительно станет невыгодно вывозить, цена на него летом не снизится – в этом году предложение за спросом не поспеет. А у нас по традиции бензин дешевеет на 5–10% только тогда, когда потребление падает на четверть, и торговцам становится тесно на рынке».
Самое печальное, что и на импорт мы рассчитывать не можем – наши соседи – нефтедобывающие страны, сами импортируют у нас 92-й бензин, поскольку не сильны в производстве и уж тем более не могут нам предложить свои излишки высокооктановых бензинов. Любопытно в этой истории то, что все здравомыслящие люди понимают: если автомобиль рассчитан на 92-й бензин, то на 95-м он долго не проездит – испортится двигатель. А это значит, что на данный момент в России нельзя отказываться от самой популярной марки топлива, потому что к ней привязан наш автопарк, но постановление, предписывающее убрать Аи-92 с бензоколонок, правительство все равно принимает, полагая, что только так Россия может сблизиться с Европой. Между тем в Минэнерго лежит другое постановление, предполагающее продлить жизнь 92-го бензина, но оно уже год как без движения.