Posted 16 мая 2011, 20:00
Published 16 мая 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:24
Updated 8 марта, 06:24
Ранее заместитель департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Константин Бородин в ходе Украинско-российского экономического форума заявил, что цена российского природного газа для страны в третьем квартале 2011 года прогнозируется на уровне 350 долларов за 1 тыс. куб. м, а в четвертом квартале она может превысить 400 долларов. Напомним, в конце апреля украинский премьер назвал приемлемой цену в 200 «зеленых» за 1 тыс. кубов. На деле же поставки в апреле этого года осуществлялись по ценам 296, 280 и 297,58 доллара.
В то же время г-н Бородин сообщил, что страна в лице министерства и национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» ведет диалог с Россией о внесении изменений в контракт на поставку природного газа. Он уточнил, что украинская сторона предлагает внести ряд изменений в действующий контракт в части изменения базовой цены газа, включить в контракт скидки в зависимости от объема закупаемого газа и сезона. Кроме того, предлагается изменить и составляющие формулы цены газа для Украины: формула сейчас привязана к газойлю, который в энергобалансе страны не применяется.
Тем временем глава Украинской ассоциации производителей альтернативного твердого топлива Иван Надеин сообщил, что страна должна работать над оптимизацией топливных расходов, чтобы импортировать не 35–40 млрд. кубов газа в год, а не более 10 млрд. И привел пример: Украина ежегодно на полях сжигает около 10 млн. тонн соломы. Если ее использовать в качестве сырья для производства твердого биотоплива, это позволит сэкономить около 4 млрд. куб. м газа. «И это только одно направление, а ведь есть еще ряд других, которые могут помочь снизить нашу энергетическую зависимость», – добавил он.
Российские эксперты полагают, что биотехнологии – это дело будущего, а пока Украина обеспечивает себя собственным газом лишь на 8% от потребности, да и существующие договоренности сослагательного наклонения не терпят: «Контракты носят долгосрочный характер, и односторонней корректировки там не предусмотрено, так же как и с западными странами, – заявил «НИ» Владимир Фейгин, директор Института энергетики и финансов. – Стороны должны договариваться. Цены на нефть растут и на газ, соответственно, тоже. Украина считает, что цены в контракт заложены слишком высокие, но его подписывать никто не заставлял, тем более что там была предусмотрена скидка в размере экспортной пошлины. До конца года «Газпром» рассчитывает на европейскую цену 500 долларов за 1 тыс. куб. м, а Украине 400 долларов кажется дорого. Снизить объемы закупок, наверное, можно – в кризис Россия относилась к этому с пониманием. Украина имеет достаточно большие объемы для хранения: закупать можно было зимой и весной, а осенью использовать. Дело, как говорится, хозяйское. Но чтобы изменить контракт, им придется найти способы стимулирования российской стороны. В Белоруссии, например, это было решено путем допуска России в «Белтрансгаз».
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ, согласен: дружба дружбой, а табачок врозь. «Когда садятся за стол экономических переговоров, естественно, каждый отстаивает свои интересы. Здесь не нужно строить иллюзии ни нам, ни им, что кто-то из личных симпатий пойдет на уступки. Переговоры будут достаточно жесткими, – сообщил «НИ» эксперт. – Все разговоры по поводу того, что г-жа Тимошенко предала родину и заключила невыгодный контракт, это политика. Просто ее советники промахнулись в прогнозе изменения цены на газ. Они рассчитывали на снижение, а оказалось наоборот, и Украина попала в дурацкую ситуацию: платит за газ больше, чем Германия».
Ученый допускает, что Россия может ослабить условия контракта, но не по принуждению или из сочувствия: Украина должна предложить нечто интересное. Например, реальный механизм взаимодействия с Таможенным союзом в условиях, когда страна собирается открывать зону свободной торговли с ЕС, с объяснением, в чем будет выгода России. Если удовлетворительной модели совмещения этих союзов не появится, РФ вынуждена будет создавать таможенные границы с Украиной со всеми последствиями для ее экономики, полагает г-н Жарихин.