Бабенко говорит быстро, перекатывая гласные, как камушки по воде, говорок деревенский, уютный, домашний, которому идет и распространяющийся по залу запах жареного лука, и жаркий пар над плитой. Когда-то похоже говорила и неуклюже скакала по сцене «Современника» провинциальная девочка Оля в исполнении Марины Нееловой в легендарном спектакле «Спешите делать добро». Все возвращается.
Повесть Елены Чижовой «Время женщин» получила «Русского Букера» и давно просится на сцену или на экран. Книга написана от первого лица, хотя первых лиц здесь двое – мать Антонина и дочь ее Сюзанна-Софья, которая продолжит рассказ матери из сегодняшнего дня. Обеих героинь играет Алена Бабенко, за несколько лет жизни в «Современнике» выросшая в большую актрису, актрису разноплановую, разножанровую и очень честную. Честность в актерской профессии выражается в абсолютной самоотдаче, в максимальном погружении в образ, во время, в само течение сюжета. Бабенко в своих последних театральных работах удивляет именно своей немодной нынче честностью.
Ее партнерши по спектаклю – великолепные артистки, что называется с традициями, и не простые женщины. В ролях трех старух, соседок по коммуналке, принявших и вырастивших дочку непутевой Антонины, – Светлана Коркошко, Людмила Крылова и Таисия Михолап. Старухи это не простые, а питерские, пережившие не одну войну, пережившие блокаду, сохранившие в себе звуки и запахи давно ушедшей, сброшенной в небытие эпохи. У каждой своя судьба, своя история потерь, свой путь к одиночеству. Стосковавшиеся по большим ролям актрисы работают не спеша, с оттяжечкой. Словно стремясь максимально продлить свое присутствие на сцене, свое общение с залом, который, конечно же, помнит эти лица и эти голоса: грудной, низкий – Коркошко и нежный, лиричный – Крыловой. «Современник» – женский театр, и женщины в нем – уникальные. Это про них у Окуджавы – «Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!». Режиссер Егор Перегудов придумал спектакль нежный, поэтичный, несмотря на жесткость и трагичность происходящих в нем событий, на количество смертей, случившихся до начала повествования и во время него. Несмотря на удушливый коммунальный быт, на мрачные предчувствия, на ощутимый запах старости и смерти.
Женщины, мечтающие о счастье, создают его своими руками из всего, что подвернется под руку, – от гнилой картошки до придурковатого заводского плейбоя Николая (Сергей Гирин), от пластинки американской певицы Билли Холидей до галантного старика Соломона Захаровича (Рогволд Суховерко). Мир, любовно сотворенный женщинами в отдельно взятой питерской коммуналке, – идеален. Он весь светится любовью, заботой, чистотой, искренностью. В этом мире даже самые фантастические мечты обретают реальность, и даже страшные сказки, которые по очереди рассказывают своей немой внучке старухи, кажутся праздничной феерией. И прекрасный принц на белом коне или с алыми парусами обязательно появится и закружит тебя в объятиях и унесет в маковое поле. В реальности же – трусоватый и глуповатый Коля и профсоюзная халда Зоя Ивановна (неузнаваемая Инна Тимофеева), компенсирующая недостаток собственной личной жизни активным вторжением в чужую.
В спектакле много горя и много слез. И много обжигающей тихой правды – той, что связывает нас пуповиной времени с теми, кто был до нас, и теми, кто после нас останется.