Экспортная пошлина на бензин была повышена с 1 мая до уровня в 90% от пошлины на нефть (408,3 доллара за тонну). Сделано это для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов – в апреле ажиотажный спрос наблюдался во многих регионах. Но с поднятием пошлины рынок бензина не получил, а цены вопреки ожиданиям с начала месяца пошли вверх. В этой ситуации министр экономразвития Эльвира Набиуллина заявила на прошлой неделе, что правительство может продлить режим повышенной пошлины и на июнь, однако рассматривает эту меру как временную и вынужденную.
Сергей Шматко отметил, что Минэнерго в ежедневном режиме отслеживает ситуацию на рынке. «Когда будем чувствовать полную уверенность, что ситуация нормализуется, то можем вернуться к вопросу об отмене пошлин», – пообещал он. По его словам, в ряде регионов ситуация уже стабилизируется, кроме того, снизилась мировая цена на нефть. Но специалисты отмечают, что по-прежнему поставки нефтепродуктов на внутренний рынок менее выгодны, чем на экспорт. Мгновенной реакции на повышение пошлин не произошло. В результате лишь цены на бензин стали стремительно расти, и исправить ситуацию быстро не получается.
Такие оценки подтверждают последние данные Росстата: за минувшую неделю бензин еще раз подорожал в 73 субъектах РФ. Наиболее существенный рост наблюдался в Ханты-Мансийске – на 7,6%; в том числе марка АИ-92 (АИ-93) «подросла» сразу на 9,7%. В среднем потребительские цены на автомобильный бензин в России за неделю прибавили 1,3% (в Москве – 1,5%), стоимость дизельного топлива увеличилась на 0,7%. И все это по-прежнему сопровождается дефицитом топлива на АЗС в ряде регионов. Представители Минэнерго заявили, что бензиновый кризис связан с увеличением экспорта нефтепродуктов на 67%, а также с тем, что крупные компании «придерживают» топливо в ожидании еще большего роста цен.
Директор аналитического центра «ОМТ-Консалт» Павел Аникеев рассказал «НИ»: в апреле уровень экспорта моторного бензина сохранился на прежнем уровне, и одновременно снизилось его производство с 3 до 2,5 млн. тонн, в результате рынок недополучил 400 тыс. тонн бензина. «Сейчас в России сложилась аномальная ситуация – купить бензин на нефтебазе дороже, чем на АЗС. В оптовом секторе он есть преимущественно у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Независимые нефтебазы пусты с середины апреля. По сравнению с прошлым месяцем сейчас у независимых владельцев нефтебаз и АЗС уже появилась возможность купить топливо у ВИНК, но они не торопятся этого делать, поскольку эта торговля сулит им гарантированные убытки», – сообщил эксперт.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко убежден: создавшуюся ситуацию назвать рыночной нельзя ни при каких условиях. «Мы против демпинга ВИНК на собственных АЗС. Они могут себе позволить торговать в убыток в розницу, потому что это покрывается другими доходами, в том числе от реализации нефти в обход всяких пошлин. Они выполняют соцзаказ правительства, ежемесячно теряя 200 млн. долларов на бензиновой рознице. Независимые продавцы, которых, кстати, 65% от общего количества, такого себе позволить не могут – у них нет другой деятельности кроме торговли топливом. С нового года, когда были подняты акцизы на бензин и пошел рост мировых цен, торговать по спущенным правительством расценкам стало экономически невыгодно. А тут еще и на бирже спрос превышает предложение в 6–7 раз», – рассказал «НИ» эксперт.
Поможет ли введение дополнительных пошлин на нефтепродукты насытить рынок высокооктановых бензинов? Павел Аникеев считает, что поможет. «Принятые правительством меры в мае по увеличению таможенной пошлины на моторный бензин и его производные ускорят ликвидацию дефицита на рынке. В течение 1–1,5 месяца ситуация в оптово-розничном секторе должна разрешиться», – надеется он. Вместе с тем, отмечают независимые эксперты, возникают среднесрочные и долгосрочные риски: на давление властей производство уже отвечает падением, а инвестиции в нефтепереработку, которых в целом по стране и так маловато, будут еще менее привлекательными. Для потребителя это означает: даже если рынок насытится, ожидать снижения внутренних цен на бензин впредь не приходится.