Сергей Собянин сообщил, что в отношении нескольких чиновников могут возбудить уголовные дела за выдачу разрешения на снос дома Кольбе. «Случай безобразный, но вопросы есть не только к застройщику, но и к должностным лицам, – заявил журналистам мэр. – На самом деле это здание было снесено в соответствии с ордером, выданным административной инспекцией. Просто сам порядок выдачи этого ордера, согласовательных документов был нарушен. Поэтому к должностным лицам, которые это сделали, некоторые из которых уже не работают, будут приняты не только меры дисциплинарного характера, но и возбуждено уголовное дело».
По мнению координатора движения «Архнадзор» Рустама Рахматуллина, мэр Москвы, говоря о чиновнике, который уже не работает, имел в виду бывшего заместителя главы Москомнаследия Романа Васильева. «Все дело в том, что в Москомнаследии обнаружено два взаимоисключающих документа. Один разрешал разборку здания до фасадной стены, а другой, выданный Романом Васильевым, разрешал застройщику сносить полностью здание, – объясняет «НИ» Рустам Рахматуллин. – Эта бумага не имела юридической силы, поскольку дом Кольбе не проходил межведомственную комиссию по сохранению зданий». Наш собеседник напоминает, что только после решения этой комиссии можно выдавать ордер на снос.
Координатор Общественной коалиции в защиту Москвы Елена Ткач заявила «НИ», что давно пора возбуждать уголовные дела против столичных чиновников: «Начинать нужно с сотрудников Москомнаследия. Они неоднократно нарушали законодательство. В конце февраля на сайте Москомнаследия вывесили объявление о том, что зданию Кольбе ничего не грозит, потом начался снос дома». Елена Ткач считает, что столичные власти неоднократно нарушали процедуру выдачи ордеров, вследствие чего столица теряла исторические памятники.
Да и Сергей Собянин в своем заявлении признал, что такие случаи, как снос дома Кольбе, не единичны: «Это целый бизнес, когда под видом того, что здание непригодно, оно сносится. В результате вместо памятника остаются одни руины». Кроме того, по словам мэра, в исторической части столицы временно не будут выдаваться разрешения на увеличение объемов застройки. То есть если кто-то снес здание, то даже на месте снесенного здания он может возвести объект только в тех же параметрах. Это сделано для того, чтобы у застройщиков не возникал соблазн получить дополнительный объем для застройки.
«Здесь мэр совершенно прав, – комментирует «НИ» выступление градоначальника Рустам Рахматуллин. – Ведь в недавнем случае, когда снесли усадьбу Алексеевых, тоже были многочисленные нарушения. Вместо этого дома будет построена одиннадцатиэтажная гостиница. И таких случаев много».
Напомним, что угроза сноса исторического здания по адресу: Большая Якиманка, 15/20, строение 1 (дом Кольбе) в центре столицы возникла в конце апреля этого года. Уже тогда активисты «Архнадзора» пытались остановить строительные работы. Вскоре часть фасадной стены дома, которую застройщики обещали сохранить, рухнула прямо на тротуар. Лишь чудом никто из пешеходов не пострадал. А в начале мая старинная постройка была практически разрушена: рабочие снесли две трети фасада.