Posted 10 мая 2011, 20:00
Published 10 мая 2011, 20:00
Modified 8 марта 2024, 06:27
Updated 8 марта 2024, 06:27
В отличие от «Недели критики» и «Двухнедельника режиссеров», которые готовятся независимыми кураторами в качестве альтернативы основному конкурсу, параллельную программу делают те же люди, что и главный конкурс: отбор для «Особого взгляда» возглавляет художественный директор фестиваля Тьерри Фремо. И попадают туда фильмы не хуже тех, что вошли в конкурс, но обладающие тем своеобразием, которое позволяет говорить именно об «особом взгляде», то есть стопроцентно авторские и, как правило, далекие от мейнстрима.
Программа открывается картиной «Беспокойный». Ее создатель – Гас Ван Сент дважды побеждал в Каннах, но на этот раз не будет участвовать в главном конкурсе. Как и другие знаменитые авторы – Брюно Дюмон, Ким Ки Дук, Андреас Дрезен и Эрик Ху – конкурсанты «Особого взгляда». Отметим, что если каннский конкурс традиционно силен, то программа «Особый взгляд» в этом году сильнее и ярче обычного. Под стать ей и жюри, которое возглавляет Эмир Кустурица. Можно не сомневаться, что «Особому взгляду» будет обеспечено почти такое же внимание мировой прессы и деловых людей, как главному конкурсу. Разница заключается в том, что вместо красной дорожки на лестнице, ведущей в зал «Люмьер», создатели фильмов, отобранных в «Особый взгляд», пройдут по синему ковру в зал «Дебюсси».
Незадолго до открытия в «Особый взгляд» включили фильм иранского режиссера Мохаммада Расулофа «Прощай». Вместе со своим знаменитым коллегой Джафаром Панахи он стал жертвой репрессий на родине, приговорен к тюремному заключению и отлучен от профессии на двадцать лет. И все же ему удалось полулегально снять фильм о юристе, который пытается добиться у властей разрешения на выезд из страны. Показ этой картины (как и другой, снятой в тех же драматических обстоятельствах Джафаром Панахи) – акция международной солидарности с опальными иранскими кинематографистами.
«Особый взгляд» – программа, имеющая исторические заслуги перед российским кино. Достаточно сказать, что именитый режиссер Алексей Балабанов ни разу не участвовал в каннском конкурсе, но благодаря «Особому взгляду» получил международную известность показанными в этой фестивальной секции фильмами «Счастливые дни» и «Брат». В этой же программе отметились фильмы «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного, «Сказка про темноту» Николая Хомерики и «Тюльпан» Сергея Дворцевого, который стал лауреатом этого конкурса. В этом году сразу два российских фильма присутствуют в программе «Особого взгляда» – «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева.
Изначально было объявлено только об «Охотнике». Режиссер Бакур Бакурадзе уже отметился в Каннах три года назад своим дебютным фильмом «Шультес», только в другой параллельной программе – «Двухнедельнике режиссеров». «Охотник» – психологическая драма, герой которой – успешный фермер, претерпевающий кризис семейных отношений и тяжело переживающий увечье сына. Фильм необычен для российского кино хотя бы тем, что рассказывает не о миллионерах, преступниках или маргиналах, а о людях, пытающихся жить нормальной жизнью и зарабатывающих своим трудом, что не делает их жизнь проще и счастливее.
Однако за несколько дней до начала фестиваля «Особый взгляд» пополнился еще одним российским фильмом. Картина «Елена» Андрея Звягинцева, судя по всему, рассматривалась как серьезный претендент в главный конкурс, но в итоге оказалась в параллельном. Вероятно, от Звягинцева ждали другого – повторения того, что он великолепно исполнил в «Возвращении» («Золотой лев» в Венеции) и менее убедительно в «Изгнании» (приз в Каннах актеру Константину Лавроненко). Однако режиссер пошел другим путем – оставил метафизику и христианскую символику главным образом в подтексте, а на первый план вывел острый социально-психологический сюжет. Героиня фильма Елена разрывается между богатым успешным мужем и семьей взрослого сына – неудачника и пофигиста. Перемещения Елены между двумя полюсами общества (элитная московская квартира мужа и убогое жилище сына в люмпенском пригороде) не просто символизируют, а с убийственным реализмом рисуют страну контрастов, в которую превратилась современная Россия. Этому фильму предстоит закрывать программу «Особый взгляд», что еще раз подчеркивает – новое российское кино меняет имидж. Не исключено, что через год-другой оно завоюет и конкурсный экран Каннского фестиваля, как это произошло с румынской «новой волной».
В Канны приедет «Мальчик на велосипеде»