Заместитель председателя Совета Федерации РФ Юрий Воробьев

27 апреля 2011, 00:00
Катастрофа в Японии, события в Африке, мировой экономический кризис и другие потрясения вновь актуализировали тему грядущих и неизбежных глобальных перемен, на пороге которых стоит человечество. Очевидный кризис цивилизации, с проявлениями которого мы сталкиваемся все чаще, обостряет целый ряд проблем, требующих не про

– Юрий Леонидович, недавно Всемирный банк обнародовал ежегодный «Доклад о мировом развитии», в котором говорится, что «уровень развития стран зависит не только от экономического благосостояния, но и от решения проблем безопасности, доверия к власти, правосудия. Международные экономические организации сосредоточенны на росте экономик, но нет ни одной, кто занимался бы проблемами безопасности и справедливости…» Вслед за этим в нашей прессе появились публикации под заголовками «Не то развивали», «Миром будут править социальные сети» и так далее, и тому подобное. Журналисты и аналитики стали задаваться вопросом, в какой степени обоснованы тревоги ВБ и чем на самом деле объясняются столь глобальные катаклизмы последнего времени. Вы, как один из создателей нашего МЧС – самого эффективного ведомства по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не один год посвятили изучению проблем безопасности. На ваш взгляд, в какой степени обоснованы тревоги Всемирного банка и есть ли способы обеспечить безопасность человека от издержек технологических революций?

– Человечество много столетий решает два вопроса: как больше произвести для себя благ и как их распределить? И не заметило, что ресурсы планеты и социальной организации на этом пути по существу исчерпаны. Человек как вид, как часть планетарного разнообразия поставил себя на грань вымирания. Эти выводы сделаны конференцией стран мира еще в 1992 году в Рио-де-Жанейро, когда был поставлен вопрос «Повестки дня на XXI век» – о необходимости изменения траектории развития цивилизации. Было сформулировано понятие «устойчивое развитие». Сегодня стоит вопрос выбора: политэкономические приоритеты развития или приоритеты развития в гармонии с окружающим миром, социальной толерантностью, мобилизацией ограниченных ресурсов общества на поддержание человека. Проще говоря, или меркантильные приоритеты как цель развития, или приоритеты безопасности человека. Двадцать лет назад одновременно с созданием МЧС России мы предложили простой и, как показала практика, результативный подход к решению этой проблемы. Мы поставили в центр нашего внимания человека. Комплексная безопасность человека и есть тот приоритет, от которого должна строиться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой-либо иной безопасности, например государственной, промышленной, информационной, военной и так далее, будет строиться во вред или вопреки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть абсолютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности ХХI века. Очевидно, что изменившийся мир людей и измененный окружающий мир природы требуют обновления парадигмы развития цивилизации, во главе которой должна находиться комплексная безопасность человека, потому как именно человеку и его существованию возникли серьезные угрозы. Современная цивилизация в своем развитии, к сожалению, преследует в основном политэкономические цели, которые были сформулированы европейскими экономистами еще в XVIII–XIX веках.

– То есть наша цивилизация в определенном смысле стала жертвой эпохи бесконечного накопления, а неудержимое стремление к экономическому росту и техническому прогрессу имеет оборотную сторону медали в виде глобальных угроз? Значит, чтобы выжить, человечеству необходимо изменить мировоззрение, систему ценностей и целей жизнедеятельности? А готовы ли мы к этому?

– Думаю, что нет. И тем более к этому не готова мировая элита, управляющая ресурсами планеты. Если мы сделаем вывод, что безопасность человека как вида – главная цель дальнейшего развития, нам придется объединить усилия мирового сообщества в этом направлении, что в современном глобальном мире вполне возможно. Но вопрос: как это сделать и где найти тот инструмент, ту точку приложения сил, с помощью которой можно получить искомый результат? Наш опыт говорит, что этот инструмент – наша социальная организация. Только разумно управляя своей социальной организацией, человек сможет обеспечить свою безопасность.

– Но социальные потрясения последнего времени, природные бедствия, изменения климата, техногенные катастрофы, мировые финансово-экономические кризисы, ожидания, связанные с 2012 годом, якобы предсказанные пророками племени майя – все это не может не вызывать тревоги. И поэтому, вероятно, все чаще возникает ощущение грядущих перемен в мире и нарастающей нестабильности, все отчетливее видны контуры системного кризиса. Разве ученые, занимающиеся проблемами безопасности, не замечают этого и не ищут ответов на те же вопросы, что и общество?

– Современная система знаний о мире природы, технологической сферы и социальной организации сообщества людей так устроена, что не всегда удается применить универсальный подход к оценке одновременно всех известных науке и практике факторов, свойств и характеристик, быстро меняющихся состояний сложной мегасистемы нашей цивилизации. Но без такого подхода едва ли мы можем измерить уровень безопасности человека. Очевидно и доказано, что путь развития нашей цивилизации не является безупречным и надежным, он не обеспечивает гармоничного развития всех четырех цивилизационных сфер: технологической, природной, информационной и социальной. К счастью для практиков в области управления безопасностью человека, математика как синергетическая, то есть междисциплинарная наука, дала ответы на многие вопросы теории управления динамикой сложных систем и их безопасности. Мы должны быть благодарны создателям теории катастроф: Рене Тому, Кристоферу Зиману, Анри Пуанкаре, Хасслеру Уитни, нашим соотечественникам Александру Андронову, Владимиру Арнольду и его ученикам и, наконец, лауреату Нобелевской премии Илье Пригожину. Именно он говорил : «...В открытом мире, который мы сейчас учимся описывать, теоретическое знание и практическая мудрость нуждаются друг в друге» и далее «…с точки зрения математики катастрофа и хаос – вовсе не обязательно крушение всех надежд … это резкая перестройка системы качественный скачок ее состояния». Илья Пригожин предостерегал не «застрять» в кризисе, найти нужный путь, и тогда катастрофу можно обернуть себе на пользу.

– Из этой теории следует, что катастрофа и хаос – это переход системы в иное, новое состояние. Если рассматривать эту теорию с практической точки зрения, например при возникновении чрезвычайных ситуаций социального характера, природных явлений, в техносфере, ведь не всегда этот переход может быть качественным? Как же тогда найти верный путь выхода из кризиса?

– Прежде чем ответить на этот вопрос и двигаться дальше в анализе современного системного кризиса, хочу уточнить представление о такой важной сфере этой сложной мегасистемы, которой является наша цивилизация, как социальная сфера. Я утверждаю, что все проблемы человека и человечества лежат на границах этой сферы с другими вышеназванными. Следует сказать, что это очень сложная сфера, вмещающая все наши человеческие отношения. Очевидно, что в социальной организации человек опирается на опыт предыдущих поколений, модифицированный посредством воспитания, трудовой деятельности, образования. Организующим началом является контроль поведения, управляемый традициями, законами и, наконец, совестью.Картина была бы неполной, если бы мы не сказали о приобретенной вследствие такой социальной организации человека идентичности, т.е. месте индивидуума в обществе людей. Для контроля и управления социальной организацией человеком создан инструмент – это государство. Государство как инструмент требует постоянного совершенствования и «специализации» в зависимости от исторической точки координат. Именно такое представление о социальной организации и дает мне основание утверждать, что управлять безопасностью человека можно лишь через его социальную организацию и повышать уровень безопасности на границах сфер. Отсюда вытекает вывод о нашей ограниченной возможности избежать катастроф, но ограниченной лишь уровнем социальной организации. Таким образом, чтобы избежать индивидуальных угроз, нужно управлять собственным поведением. Коллективных угроз – социальной организацией в семье, поселении, регионе. Национальных угроз – социальной организацией государства, а цивилизационных угроз – организацией мирового сообщества. То есть безопасность человека подчинена соответствующему уровню социальных ресурсов. Но сегодня этого уже недостаточно, нужны новые формы мобилизации интеллекта и инструменты контроля поведения. Современный мир характеризуется появлением феномена «виртуальной реальности», глобальные информационные сети и их социализация способны управлять поведением больших масс людей, и государство, как инструмент социальной организации, оказалось не способным эффективно влиять на эту «виртуальную реальность», а вмешательство государства иногда лишь вредит делу. Требуются новые инструменты управления изнутри этой системы, где должны быть свои лидеры и вожди, свои ресурсы.

– То есть все проблемы, как и многие века подряд, в самом человеке, его поведении. Он сам является причиной различных бед, так как пытается изменить мир, забывая, что жизнь течет по своим законам и эти изменения могут привести к потрясениям. Но насколько близко мы сегодня подошли к критической точке, и какие изменения нашей мегасистемы могут привести к глобальной катастрофе?

– Что представляет собой набор критических изменений, накопившийся в сложной мегасистеме нашей цивилизации? Перечислю лишь некоторые наиболее значимые: рост численности людей на планете за 40 лет в два раза – с 3 до 6 миллиардов; увеличивающееся потребление человеком энергии, воды, продуктов питания; урбанизация; индустриальные и постиндустриальные риски; социальное расслоение; возрастающее государственно - территориальное несоответствие обладанием ресурсами планеты; возникновение информационной сферы, ее социализация; возникающая неэффективность государственного управления как основного института социальной организации; культурно-нравственная экспансия, разрушение основ поведенческой практики больших масс людей, религиозный дисбаланс в этнокультурных пространствах; новые риски научных достижений в сфере нанотехнологий, космических, биологических, генных; циклические, космические риски и др. Эти изменения самым решающим образом воздействуют на сложные системы: природную, технологическую, информационную, социальную и на мегасистему, объединяющую четыре названные сферы и представляющую нашу цивилизацию, привели к нестабильному, критическому состоянию, при котором даже слабое воздействие на ее такую идентичность вызовет кризис и катастрофу. Какие качественные изменения могут произойти?! Во-первых, изменение территориально - государственных распределений, сложившихся исторически. Во-вторых, возникновение этнической, конфессиональной и социальной нестабильности. В третьих, возникновение разрушительных стихийных бедствий и катастроф в природной и техногенной среде. В четвертых, возникновение новых болезней в масштабах пандемий. В пятых, резкое сокращение биоразнообразия, обеспечивающего жизнь человека на планете. В шестых, отказ больших масс людей от традиционных морально-нравственных ценностей и как следствие хаос социальной организации. В седьмых, резкий недостаток продовольствия и воды.

– Да, этот перечень выглядит настоящим приговором нашему будущему, и в определенном смысле получается, что прорицатели майя были не так уж и далеки от истины. Каким же образом уберечь человечество от этих потрясений и неизбежного в случае их нарастания конца света?

– Я бы не стал оперировать излишне трагическими категориями типа «конец света». Но вместе с тем сознаю, что проще всего отвернуться от реальности, исповедуя известный подход Августа фон Хайека который полагал, что «…мы не должны заботиться о будущих поколениях, поскольку они не имеют шансов позаботиться о нас», и надеяться на то, что в нашем поколении эти угрозы не реализуются. Хотя не факт!

Уж лишком многое говорит о нарастании угроз для современной цивилизации, цепочка этих примеров может быть прослежена в исторически обозримом времени – это XX век и начало XXI. Я не стану перечислять все известные события, произошедшие в природной сфере, техносфере, информационной сфере и социальной – эти бедствия, катастрофы, революции и войны можно легко восстановить в памяти любого их нас. Вы спрашиваете, что делать дальше?

Полагаю, что, во-первых, все политэкономические цели, достижение которых осуществляется через расширенное воспроизводство товаров и услуг, всё более удовлетворяющих необузданно растущие потребности человека, должны быть подчинены главной цели – безопасности человека как вида!

Все иные виды безопасности, такие как государственная, международная, военная, информационная, природно-техногенная и т.д., должны быть подчинены интересам безопасности человека, а не противоречить ей.

Во-вторых, нужна модификация государства как универсального инструмента управления безопасностью и его социальной организацией.

Его новый облик должен обеспечивать управление на ином уровне интеграции мирового сообщества, происходящих миграционных процессов, информационной реальности при необходимой гармонии с окружающим миром.

В-третьих, нужна «инвентаризация мировых ресурсов» и инструменты ее международной (глобальной) оценки и управления!

В-четвертых, следует провозгласить современную философию такой политики и придумать механизмы ее материализации, понятные и приемлемые для людей этого и следующих поколений.

Несомненно, все, что происходило и происходит в нашем мире, связано между собой и являет масштаб системного кризиса современной цивилизации.

В этой связи не хотелось, чтобы стали пророческими слова известного французского ученого Рене Тома: «…быть может, удастся доказать неизбежность некоторых катастроф, например болезней или смерти. Познание не обязательно будет обещанием успеха или выживания: оно может вести также к уверенности в нашем поражении, в нашем конце».

Но есть и другие возможности – обратить эти изменения в качество, обещающее период нового расцвета цивилизации.

Я не знаю, могут ли мои ответы удовлетворить всех, но поиск ответов продолжается, поэтому – присоединяйтесь!

Редакция газеты «Новые Известия» приглашает к открытой дискуссии ученых, практиков, аналитиков, занимающихся проблемами глобальных катастроф и безопасности человека. А также всех читателей, которым небезразлична как судьба цивилизации в целом, так и конкретного человека в частности. Ваши отклики станут основой для наших будущих публикаций в рубрике «Риски ХХI века».

#Валерий Яков #Новости #Риски XXI века2 #Политика
Подпишитесь