Posted 26 апреля 2011, 20:00
Published 26 апреля 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:30
Updated 8 марта, 06:30
Одним из важнейших для исследователей критериев стало состояние делового климата в промышленном секторе, которое измеряется индексом предпринимательской уверенности. Уже много месяцев он колеблется около нулевой отметки, хотя в самые тяжелые кризисные времена уходил в глубокий минус, приближаясь к рекордным –40 пунктам. За год индекс вырос на 4 пункта, однако его апрельская динамика оптимизма, увы, не внушает – он опустился на 1 пункт, а итоговый показатель по-прежнему находится в отрицательной зоне (-2).
Более того, максимальной с сентября прошлого года оказалась доля предприятий, столкнувшихся с сокращением объема производства, – 18%. Еще 62% за месяц выпуск продукции не сократили, но и увеличить его не смогли. Практически каждый третий промышленник считает: спрос на то, что он производит, находится сегодня «ниже нормального» уровня. Подобного эксперты не фиксировали уже семь месяцев. Наряду с фактором спроса предприятия озабочены недостатком финансовых средств и квалифицированных рабочих, отсутствием надлежащего оборудования и конкуренцией со стороны импортных аналогов их продукции.
В докладе ЦКИ ИСИЭЗ говорится, что в начале года одним из главных негативных факторов для промышленности был высокий уровень налогообложения. Удивления это не вызывает – резкое увеличение страховых взносов иной реакции со стороны работодателей вызвать и не могло. Исследователи отмечают, что директора предприятий до конца не отошли от этого шока до сих пор, однако прежней «бури восторгов» уже нет. По версии экспертов, это объясняется тем, что за прошедшие месяцы они смогли переложить дополнительные издержки на конечных потребителей своей продукции. Косвенное подтверждение этому ученые видят в том, что в апреле заметно замедлился рост цен. Иными словами, все, что должно было случиться, уже случилось. Однако это не означает, что дальше цены будут держаться – каждое четвертое предприятие в ближайшие 3–4 месяца намерено их повысить.
Особую тревогу исследователей вызывает ухудшение ситуации на рынке труда, которая, если верить официальной статистике, только и делает что улучшается. В докладе говорится, что 72% предприятий сохранили численность занятых на уровне марта. Однако 16% (на 3 процентных пункта больше, чем месяц назад) персонал сократили. По мнению экспертов, для месячного интервала такое увеличение следует оценивать как резкое, тем более что доля уволенных вернулась к значениям июня прошлого года. Это, полагают авторы доклада, тоже вписывается в схему оптимизации потерь, которые работодатели понесли при повышении страховых взносов: меньше штат – меньше нагрузка на фонд оплаты труда. Однако настороженность вызывают «возможные социальные последствия подобных маневров со стороны предпринимателей».
Тем не менее исследователи не спешат говорить «о возникновении негативной тенденции на рынке труда». «Надо дождаться итогов, как минимум, следующего опроса, чтобы более точно оценить дальнейшую поведенческую модель руководителей предприятий в данном вопросе. Не исключено, что на некоторых предприятиях в апреле была осуществлена разовая корректировка управленческих схем перед летним периодом и на этом принципиальное движение численности занятых закончится», – говорится в докладе.
Директор ЦКИ ИСИЭЗ Георгий Остапкович по поводу результатом исследования отмечает: «Надо отчетливо осознавать, что до настоящего времени, исходя из мнений предпринимателей, отрасль в целом по большинству показателей еще не вышла даже на средние докризисные значения. И чем быстрее промышленность достигнет соответствующих результатов, тем лучше будет как самим предприятиям, так и экономике в целом. Если правительство России поставило цель в обозримом будущем войти в пятерку ведущих экономик мира по объему ВВП, при этом обновив промышленность, то отрасли необходимо находить более акцентированные стимулирующие аргументы роста, чем те, которые имеются сегодня».