Posted 26 апреля 2011, 20:00
Published 26 апреля 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:30
Updated 8 марта, 06:30
В Алтайском крае продажа бензина строго ограничена уже с субботы. Только владелец топливной карты может залить в бак авто 20 литров горючего. Потребителей обслуживают лишь два крупнейших региональных оператора рынка, остальные полностью приостановили продажи. Вчера президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин сообщил, что из-за дефицита бензина на оптовом рынке уже через 1,5 недели на АЗС города могут быть введены ограничения отпуска топлива. По его словам, 45% заправок там принадлежат частным компаниям, и им нефтяники бензин не отпускают. Он не исключает, что уже в ближайшее время топливо будет продаваться только по картам. Во вторник стало известно, что такая система уже сложилась в юго-западных районах Брянской области. Две недели АЗС Новозыбковского района работают через день и обслуживают только владельцев карт.
В Москве дефицита пока нет, но, как отметил президент МТА, основные поставщики топлива для столицы и области Рязанский и Ярославский НПЗ по объективным причинам сократили выпуск, а на терминале Московского НПЗ «стоят огромные очереди». Объясняя причины сложившейся ситуации, г-н Аркуша подчеркнул: с одной стороны, налоги на отрасль увеличиваются, а с другой – государство требует от производителей снижать цены. «Как минимум надо устранить административное вмешательство», – подытожил он.
По версии Федеральной антимонопольной службы, нефтяные компании просто нарушают антимонопольное законодательство, устраивая картельный сговор.
Исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко убежден, что все дело в методах ценообразования на топливном рынке. «Именно оно стало причиной всех проблем, – заявил «НИ» эксперт. – Дефицита как такового нет: просто нефтяники поставляют продукт только на свои автозаправки, а на сторону не продают». И виновата в такой ситуации разница между ценой спроса и ценой предложения. Поэтому, по его словам, следует вернуть естественный механизм установления цены. В этом случае, уверен г-н Сергиенко, рынок скоро восстановится и будет действовать в обычном режиме. Без сомнения, произойдет рост цен, но это, подчеркивает специалист, «нормальный экономический процесс».
Директор по стратегическому развитию центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Павел Строков также настаивает на необходимости возврата к рыночному ценообразованию. Однако, по его мнению, дефицит вызвало не повышение налогов, которое произошло еще зимой. «Недостаток топлива на розничном рынке связан с большой долей независимых заправщиков. Их бизнес практически оказался под угрозой». Эксперт пояснил: независимые заправщики покупают топливо у нефтепереработчиков по повышающимся в оптовом звене ценам и не могут его продавать по неизменным ценам «по экономическим соображениям». По словам аналитика, правительство, ограничив рост цен в рознице, упустило опт. Тем не менее он считает, что ничего страшного пока не происходит. «Бензина в стране более чем достаточно, чтобы устранить дефицит в проблемных регионах и не допустить в других. Это вопрос ближайших дней: просто для перевозки топлива необходимо некоторое время», – пояснил «НИ» г-н Строков.
По версии председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, дефицит вызван исключительно экономическими факторами. «Сложившиеся цены и прибыль при экспорте топлива за рубеж выше, чем при поставках на внутренний рынок страны, – отметил он «НИ». – Возник определенный дисбаланс: выгоднее продавать за границу. Чтобы это отрегулировать, необходимо более точно выставить экспортные пошлины, сделать так, чтобы на внутренний рынок поставлять было не менее рентабельно. И дефицит тут же уйдет». По мнению г-на Федорова, налоги на экспорт должны быть не ниже налогов на внутреннем рынке. Административное давление на рынок депутат оценивает отрицательно. «Установление цен сверху приводит к прекращению поставок. Частному предпринимателю ни к чему испытывать сложности и работать себе в убыток. Такие меры контрпродуктивны. Гораздо эффективнее направить государственное вмешательство на антимонопольный контроль. В таком случае усиливается мотивация компаний соревноваться между собой, снижать цены, привлекать новые технологии и повышать свою эффективность», – подчеркнул г-н Федоров.