Posted 20 апреля 2011, 20:00
Published 20 апреля 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:33
Updated 8 марта, 06:33
Принятые вчера поправки были предложены мэром Сергеем Собяниным. В результате общий объем доходов столичного бюджета после корректировки составляет 1 трлн. 303,5 млрд. руб., а расходов – 1 трлн. 547,1 млрд. Из расходной «добавки» более 13 млрд. пойдут на решение проблемы транспорта. Учитывая тот факт, что по среднесрочному плану к 2013 году город и так собирается вложить в строительство дорог в столице почти 140 млрд. руб., получается больше 150 млрд. Из них в 2011 году 38 млрд. потратят на работы, связанные с Ленинградским проспектом и шоссе, дублером Дмитровского шоссе, Звенигородским проспектом, магистралью Вешняки – Люберцы. На метро выделено 26 млн. руб., чтобы в 2013 году на юге столицы появилась станция «Технопарк» между «Автозаводской» и «Коломенской». Делается действительно немало, но все эти дела запланированы еще при Юрии Лужкове. «Фишка» нового руководства – пробки.
Специалисты непреклонны: ни за копейки, ни за десятки миллиардов рублей в течение года пробки не убрать. В Москве дорогами заняты всего 8,7% территории, тогда как в городах Западной Европы – 20–25%, в США – до 35%. В российской столице широкие улицы встречаются через 1,5–2 километра, а на Западе – через 150–200 метров. Транспорту просто некуда деваться. В Генплане записано, что до 2025 года плотность дорог планируется удвоить. Но за счет чего, не указано.
Ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников рассказал «НИ», что основная причина бедственного положения с транспортом – перегруженность центра города офисами, которые захватили места проезжей части под парковки. «Пока мы не вывезем из центра офисы с их парковками, никакая регулировка и дополнительные кольца не помогут», – убежден специалист. По его мнению, выделенных дополнительно 13 млрд. как раз хватит на переоборудование столицы современной системой слежения за дорогами. Но это не разрубит узел транспортного коллапса. Просто через какое-то время понадобится еще более дорогая и совершенная система. А вывод офисов из центра столицы и оборудование вместо них современных гостиниц не стоит бюджету ничего, но при этом еще и даст прибыль от иностранцев, которые в эти отели будут заселяться.
Г-н Стрельников считает, что деньги (и действительно астрономические) понадобятся на удвоение плотности магистралей, развязки пересечений МКАД с областью, строительство внешнего дублера МКАД (для разгрузки съездов к многочисленным торговым центрам), и на развязки с Третьего транспортного кольца, по которым станет возможно съехать к близлежащим домам. Главной загвоздкой специалист называет именно стыковку МКАД с областью: взаимодействия дорожных проектировщиков Москвы и Подмосковья, по его словам, просто нет – ничего нельзя согласовать.
Как рассказал специалист, в правительстве Москвы лежит исследование, которое в начале 2000-х годов выполнили иностранные проектировщики. В нем говорится, что город, строя дороги, все равно упрется в тупик. Есть и диссертации российских ученых, которые пришли к выводу, что, если тратить весь столичный бюджет на строительство дорог, у нас появится 28 колец МКАД, но пробки от этого не исчезнут – структура города не позволяет уместиться в нем имеющимся автомобилям. В столице уже много лет назад нужно было начинать стимулировать не частный транспорт, а общественный.
«Я вообще не понимаю, как можно выделять какие-то деньги под то, чего нет, – удивился в разговоре с «НИ» бывший депутат Мосгордумы, лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. – Нам выдали какие-то обрывочные тезисы, в которых говорится о необходимости строительства парковок и вложений в дорожную сеть. Все это больше похоже на политические лозунги. Программы проектировщиков-транспортников, похоже, нет. Во всяком случае, о ней никто не слышал. Мы живем по старому Генплану, который радикально нужно менять, а для этого нужно менять законодательство по нему. Я уверен, что депутаты по поправкам голосовали вслепую – никто никаких подкрепляющих документов и расчетов им не подавал».