«Ассу» смотрели как футбол»

21 апреля 2011, 00:00
Сергей Соловьев – режиссер удивительно цельной кинематографической судьбы: на протяжении всего творческого пути он работает практически всегда с одними и теми же актерами, операторами и художниками. На вечере в киноклубе «Эльдар» режиссер рассказал о людях, с которыми ему посчастливилось встретиться в жизни, и о том,

«Страшно подумать, сколько лет я в кино. Около двадцати фильмов снял, – ужаснулся Соловьев своему кинематографическому стажу. – И при этом мне не хочется снимать не похожие фильмы. Не потому что я не могу или не знаю, как это делать. Просто не хочу». По словам режиссера, его первый самостоятельный поход в кино произошел в Ленинграде – он посмотрел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». «Мне открылось, что это самостоятельное путешествие в темный зал кинотеатра может быть огромным праздником для души, – сказал Соловьев. Режиссер отметил, что с этого началось его «хождение в кино». «Хождение по мукам», отметил Соловьев, началось позже – после гениальных фильмов «Летят журавли» и «Смерть Бориса». Они произвели на будущего режиссера настолько сильное впечатление, что он понял – в его жизни «случилось нечто такое, после чего жить так, как я жил раньше, невозможно».

Однажды Алексей Герман пригласил Сергея Соловьева в гости, а в этот день по телевизору должны были показывать его фильм «Мой друг Иван Лапшин». Однако накануне выяснилось, что Алексей ни с кем не разговаривает, лежит и смотрит в стену. «Как, смотрит в стену? – удивился Соловьев. – По телику ведь будут Лапшина показывать!» Жена Германа ответила, что «Алексей не будет смотреть «Лапшина» – он смотрит в стену». «Через некоторое время я дозвонился до Леши и спросил, что это было, – рассказал Соловьев. – Он ответил, что это была обида». «Когда показывают фильмы в кинотеатре, воздух прорезает маленький, фиговенький серебряный лучик, в котором какие-то чертяки передвигаются, – сказал Герман Соловьеву. – И вот этому поганому лучику я отдал пятнадцать лет жизни. Я что, идиот?» «Это был очень искренний вопль режиссера, который посвятил всю свою жизнь этому маленькому лучику, – продолжил Соловьев. – Вот и я из таких же придурков. Однако другого смысла в жизни у меня тоже нет».

Одну из своих первых картин, «Предложение», Соловьев снимал в туберкулезном санатории. Сцену, действие которой должно было происходить в пруду, решили снимать на разложенном на траве брезенте. «Вокруг нас стоял весь туберкулезный санаторий, – рассказал Соловьев. – Как только мы начинали репетировать, кольцо туберкулезников вокруг нас сжималось. А Папанов говорил: «Вы что, не видите – вот тааакие палочки Коха летают! Вы что, дурные, что сидите просто так?» И когда в очередной раз кольцо сжалось, Папанов встал и сказал: «Товарищи, ну мы же вам болеть не мешаем! Почему вы нам работать мешаете, товарищи?» И товарищи-туберкулезники ненадолго расходились».

Свой знаменитый фильм «Сто дней после детства» Соловьев назвал почему-то халтурой. Причем именно на этих съемках режиссер познакомился с Татьяной Друбич, звездой всех его последующих картин. Надо сказать, что эта «халтура» обернулась для Соловьева немыслимым количеством премий, в частности, его наградили «Серебряным медведем» на Берлинале и Госпремией СССР. «Если бы я еще получил Нобелевскую премию, я бы совершенно не удивился», – пошутил режиссер.

Во время съемок фильма «От нечего делать» Соловьев познакомился с композитором Исааком Шварцем, который написал для этой картины музыку. Причем, как рассказал режиссер, вальс композитор писал в экстремальных условиях. «Исаак Иосифович долго не мог сочинить музыку, а тут неожиданно звонит и говорит: «Приезжай! Я все сочинил! На меня ангел упал!», – рассказал Соловьев. – Я подумал, что это в каком-то метафорическом смысле. Однако нет». Как оказалось, «Шварц лег в творческом маразме прикорнуть» и как-то неожиданно открыл глаза и увидел, что на него летит ангел… оторвавшийся от лепнины с потолка. Композитору удалось увернуться от пролетающего пернатого, однако пережитый ужас помог справиться с муками творчества.

Один из самых нашумевших фильмов Соловьева – «Асса». Благодаря Виктору Цою, который снялся в одной из ролей, а также саундтреку, в который вошли песни «Аквариума», Жанны Агузаровой и группы «Браво» и «Кино», фильм стал культовым для советского рок-движения. «Асса» – картина с исключительно счастливой судьбой, – отметил Соловьев. – По стечению обстоятельств «Асса» вышла именно тогда, когда должна была выйти, чтобы спустя годы она продолжала удивительно активно воздействовать на души молодых людей. Честно и хорошо воздействовать». Режиссер добавил, что «Ассу» тогда смотрели как футбол, а песню «Под небом голубым» во время показов в кинотеатрах пели стоя – как гимн Советского Союза.

«Съемочная площадка – главная часть моей жизни, – в заключение сказал Соловьев. – Хочется, чтобы в лучике, который появляется в темном зале кинотеатра во время показа фильмов, болтались только те, кого ты любишь».

#Культура #Новости
Подпишитесь