Posted 7 апреля 2011, 20:00
Published 7 апреля 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:39
Updated 8 марта, 06:39
Редкий случай: результаты наших ценовых замеров в пяти торговых точках Москвы позволяют в целом согласиться с тем, что зафиксировал Росстат. По его данным, темп прироста инфляции составлял 0,1% в течение трех последних мартовских недель, и за месяц потребительские цены выросли на 0,6%. То есть, утверждает официальная статистика, процесс замедляется. У нас цифры выше – 1,3% за тот же месяц. Но мы и считаем только 23 продукта питания у весьма ограниченного числа ритейлоров, а не весь потребительский сектор с его большой массой товаров и услуг. Так что по большому счету все совпадает. Нет у нас расхождений и в оценке вектора процесса: в феврале, напомним, наша корзина подорожала на 4,6%, так что налицо явное замедление.
Все это, однако, не означает, что цены на конкретные продукты топчутся на месте. В нашем списке итоговый ноль за март стоит только в графе макаронных изделий. А ценовые колебания вверх и вниз в пределах 1–3% зафиксированы лишь по свежим помидорам, «Докторской» колбасе, «Российскому» сыру, сахарному песку, растительному маслу и пиву «Балтика» №3. Все остальные цены словно бросились в пляс. В результате 11 видов продуктов из корзины «НИ» подорожали и ровно столько же подешевели. Среди особенно сильно ударивших столичных едоков по кошелькам нельзя не выделить товары фруктовой группы – апельсины, бананы и яблоки, подскочившие в цене на 11–14%. Видимо, торговля таким образом решила помочь потребителям в их весенней борьбе с авитаминозом.
Ценовые скачки наблюдались не только в пространстве нашей корзины, но и во времени ее приобретения. Так, если в феврале некоторые продукты подешевели, то в марте они же стали дороже. При этом зачастую предыдущий спуск с лихвой компенсировался последующим подъемом. Примеры – сливочное масло (сначала оно сбросило 4%, а потом добавило 9%), уже упомянутые яблоки (12 и 14% соответственно), репчатый лук, в феврале не изменившийся в цене, а в марте прыгнувший сразу на 17%. Тот же плачевный итог для потребителя нередко получается, если знаки поменять.
Скажем, бескостная говядина за прошедший месяц стала дешевле в среднем на 7%, но до этого, в конце зимы, она подорожала на 26%. Курица в марте «уценилась» на 10%, но в феврале она успела стать на 13% дороже. Свежие огурцы опустились в цене на 6%, но прежде поднялись в ней же на 47%.
При этом к числу стабильно, в течение двух месяцев, дорожающих продуктов относятся батон «Нарезной», бананы, апельсины, сахарный песок, «Докторская» колбаса и водка «Путинка». А к числу стабильно дешевеющих в этом же временном интервале – лишь морковь и свежие помидоры. За всем остальным – глаз да глаз. Все эти наблюдения касаются итоговых цифр в нашей табличке. А если говорить о разных торговых точках, то один и тот же продукт (например, свежие огурцы) в одном магазине за месяц может подняться в цене на 59%, а в другом – опуститься на 48%. Но к такой логике ценообразования столичные потребители, вероятно, уже давно привыкли.
Если подводить итоги первого квартала, то они не так уж и плохи. Особенно если сравнить с результатами предыдущих лет. За прошедшие январь – март корзина «НИ» стала дороже в среднем на 4,9%. Немало, конечно, но на фоне прошлогодних 15,8% за то же самое время это пустяк. Да и прежде, в 2008 и 2009 годах, радости у нас было немного – 8,5 и 6,7% соответственно. Так что жаловаться, конечно, есть на что, но все же не очень упорно.
Другое дело – долго ли мы сможем этим относительным затишьем наслаждаться. Предыдущие три года апрель не давал москвичам поводов для большого расстройства. В 2008-м наш продуктовый набор подешевел за это время на 1%, в 2009-м не изменился в цене, а в 2010-м подорожал лишь на 0,5%. Месяц назад мы предположили, что ценовая прибавка условной корзины «НИ» составит в марте 3,5–4%. Ошиблись, но без всяких увы, поскольку в данном случае – чем меньше, тем лучше. Наш прогноз на апрель – снова плюс 3–4%. Будем рады, если окажется, что мы упорствуем в ошибке.