Posted 7 апреля 2011, 20:00

Published 7 апреля 2011, 20:00

Modified 8 марта, 06:39

Updated 8 марта, 06:39

Коррупция как форма бытия

7 апреля 2011, 20:00
Митинг против несоблюдения законодательства на всех уровнях – от незаконной скупки орденов до крупных взяток – пройдет 16 апреля в Москве на проспекте Академика Сахарова. В этот же день, ровно в 14.00, как обещают активисты молодежного движения против коррупции «Белые фартуки», около 50 тыс. человек выложат в Интернет

На регулируемом перекрестке недалеко от станции метро «Цветной бульвар» дежурят трое постовых ГИБДД. «Правила нарушают часто, у нас менталитет такой, – рассказывает «НИ» один из автоинспекторов. – Пешеход перейдет на красный свет, водитель проедет, если это будет нужно, а на то, что я здесь стою, никто и внимания не обращает». Это не удивительно: за то время, что корреспондент «НИ» беседовал с постовым, дорогу в неположенном месте, метрах в тридцати от «зебры», на запрещающий сигнал светофора перешли пять человек, и постовые не попытались задержать ни одного из них. «Всех все равно не поймаешь», – говорят они в оправдание. «Я оценила ситуацию и подумала: авось пронесет, – объясняет женщина, которая перешла дорогу на красный сигнал, прямо под носом у полицейского. – Постовые намного младше меня, я сделала злое лицо, вот они и побоялись ко мне подойти».

«В нашем обществе такая ситуация не выглядит странной, – поясняет «НИ» консультант Всероссийского центра изучения общественного мнения Леонтий Бызов. – Люди ориентируются не на закон, а на привычки или мнения окружающих». Оказывается, около 90% населения, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, считают, что нарушать закон – это нормально. Г-н Бызов полагает, что причины этого нужно искать в истории: 20 лет назад ситуация с соблюдением законов была намного лучше, потом старые нормы разрушились, а новые на их место не пришли. Свою роль играют и люди, занимающие высокие государственные посты: «Элиты во всех обществах выступают как нравственный пример, – рассуждает социолог. – В Европе чиновников судят за вещи, наказывать за которые нам и в голову бы не пришло».

Можно предположить, что люди нарушают законы просто потому, что не знают об их существовании: в любом современном государстве массив законодательства такой, что его нелегко осилить не только простым гражданам, но и юристам. Так, например, музыканты, играющие на Старом Арбате, конечно, не знают, что по закону они должны делать отчисления в Российское авторское общество. Узнав об этом, члены одной из таких уличных групп удивились, но посчитали, что за соблюдением этой нормы закона следить никто не будет. Зато им хорошо известно о другом законе, который они нарушают. «Арбат – свободная творческая зона, и играть здесь могут все, а вот попрошайничать нельзя, – поделился с корреспондентом «НИ» один из музыкантов Андрей. – Некоторые платят полицейским 10% от выручки, а нас, если ловят, забирают в отделение».

О том, как можно отделаться от блюстителей закона малой кровью, знают и пассажиры подмосковных электричек, которые ездят без билета. «Зайцы» делятся примерно пополам – на тех, кто экономит деньги, и тех, кто не платит принципиально. Например, 56-летний Александр ездит на электричках только в межсезонье, когда меняет резину на своей иномарке: «Отдавать железнодорожникам 200 рублей за час в грязной холодной электричке? Да ни за что!» – возмущается он. Другие нарушители в электричках – продавцы. Одна из контролеров напомнила «НИ», что торговля в поездах запрещена, но у продавцов обычно есть транспортные карты, и высадить их нельзя. Сами торговцы говорят, что они платят сотрудникам полиции, сопровождающим поезд, а контролерам, проверяющим билеты, чаще всего «дают натурой» – тем, чем торгуют. И действительно, в тамбуре один из контролеров показывает коллеге несколько увесистых пакетов: «Помидоры, огурцы, ананас, сейчас еще женщина с апельсинами пойдет».

Закон нарушают все, но получается, что всем это выгодно, и никто ни на кого не жалуется.

Компаньон юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов видит причину таких нарушений закона и «бытовой» коррупции в том, что вероятность наказания очень невелика. «Когда человек осознанно едет на красный свет, он надеется, что его не поймают, а если и поймают, то можно будет отделаться взяткой», – поясняет юрист. Он говорит и об избирательности, с которой люди подвергаются наказанию. По его словам, полицейский не пойдет штрафовать человека, который выгуливает собаку во дворе школы, потому что денег с него много не возьмешь, то же и с подростками или бомжами, распивающими спиртное в общественных местах. «Сегодня полицейский – это маленький коммерсант, – проводит аналогию г-н Добронравов, – и выполнять свой долг он будет там, где ему за это заплатят».

Студентка Ольга Волкова рассказала «НИ», как еще вчера милиционеры, а сегодня сотрудники полиции выборочно наказывают нарушителей: «Мы с подругой сидели в сквере на Котельнической набережной, неподалеку на лавках сидели компании с бутылками пива и коньяком. Подъехавший патруль милиции, видимо, не хотел связываться с широкоплечими и нецензурно выражающимися 30-летними мужчинами и предпочел сделать замечание двум 19-летним барышням. Граждане начальники, оценив возможную сумму штрафа за распитие в общественном месте дамского пива в три тысячи рублей с одного правонарушителя, предложили пройти в машину и проехать в участок, действуя по принципу «из нескольких зол искореним наименьшее». По дороге в ОВД сумма штрафа волшебным образом уменьшилась до двух тысяч рублей за двух правонарушителей, а для удобства сервиса, оказалось, что действует служба «одного окна», которая здесь же, в машине, и располагается».

По словам социального психолога Натальи Варской, общей причины, по которой люди нарушают закон, нет, но существует несколько типов нарушителей. Бывают возбудимые – те, кто от природы не способен контролировать свои действия. Люди другой группы – гиперактивны и просто не успевают подумать над своим поступком, есть и те, кто нарушает из корыстных побуждений или из бравады, чтобы показать свою храбрость. И психологи, и социологи, и юристы сходятся во мнении, что в России царствует правовой нигилизм. Средствами решения этой проблемы могут выступить установка камер на дорогах, повышение штрафов, реформирование МВД. «В любом случае выработка бытовой культуры правосознания – процесс, который займет десятилетия», – подводит совсем не обнадеживающий итог Леонид Бызов.

Подпишитесь