В конце девяностых годов прошлого века произошел резкий рост числа аллергических заболеваний во всем мире. Ученые связывают это с увеличением количества веществ, вызывающих аллергию, в современных продуктах питания, бытовой химии, косметике и других предметах повседневного использования. Различные усилители вкуса, отдушки, красители, полимерные материалы делают свое дело.
Болезнь старая, формы новые
Появились необычные формы заболевания, которые стало крайне сложно лечить, «помолодели» бронхиальная астма, поллиноз и аллергический ринит. Еще одним тревожным сигналом стало то, что теперь нередко, даже небольшое количество поступающего аллергена может вызвать очень яркую аллергическую реакцию. Дело дошло до того, что медики заговорили об «аллергической эпидемии», особенно среди детей.
«Увеличилось количество детей раннего возраста с бронхообструктивным синдромом, – констатирует окружной аллерголог столичного ЦАО, эксперт программы «Неталлергии.ру» Натэлла ЗИНЧЕНКО. – Это возможно связано с тем, что изменился вирусный профиль. По данным западных исследователей, все чаще острые респираторные заболевания в последние годы вызывает РС-вирус (респираторно-синцитиальный), который усиливает бронхообструкцию».
РС-вирус – микроорганизм, поражающий респираторный тракт. Но в отличие от других подобных возбудителей объектом его нападения являются не верхние, а нижние дыхательные пути – трахеи, бронхи и легкие. Как отмечают ученые, особенно часто поражает РС-вирус новорожденных и детей в возрасте до трех лет, вызывая у них бронхиты, бронхиолиты и пневмонии, протекающие очень тяжело. Атакует малышей и аллергический ринит. «Если раньше мы видели его только у старших детей, то сейчас он встречается у детей раннего возраста», – предупреждает Натэлла Зинченко.
У взрослых дела обстоят не лучше. Они догоняют подрастающее поколение по числу аллергических реакций на пищу. Специалисты связывают это в первую очередь с изменением характера питания и способов приготовления. Полуфабрикаты, фастфуд, еда длительного хранения, насыщенные всевозможными добавками, они не идут организму на пользу.
В результате спектр пищевых продуктов, вызывающих атопический дерматит, пополнился новыми представителями. Так, например, бананы, еще не так давно считавшиеся гипоаллергенными, сегодня входят в первую десятку «аллергических агрессоров». Возросло количество аллергиков на экзотические фрукты и морепродукты.
Чаще стал встречаться контактный дерматит. Из десяти человек трое страдают выраженными, а четверо слабыми его проявлениями. И это, по мнению аллергологов, тоже во многом связано с современной пищей, которую даже в руки брать порой бывает вредно.
Сами виноваты
В тяжести проявления заболевания немалая часть вины лежит на самих пациентах, считают врачи. «Нередко люди, не желая отказываться от привычного образа жизни и питания продлевают время течения аллергии и усиливают ее проявление, – уверена врач-терапевт, кандидат медицинских наук, эксперт программы «Неталлергии.ру» Ирина ЗАЛЕМ. – Бесконтрольный прием антигистаминных препаратов тоже может спровоцировать тяжелые формы болезни, трудно поддающиеся лечению».
Самолечение – главный бич российских пациентов – в осложнении аллергических реакций играет не малую роль.
По словам Ирины Залем, одной из распространенных ошибок при самостоятельной борьбе с аллергией является слишком частое и бесконтрольное применение кортикостероидных препаратов (производных гормонов с противовоспалительными свойствами). Чаще всего это относится к мазям, но могут быть и другие лекарства данной группы.
Еще одна проблема – гипертерапия. Если уж лечить, то все и сразу. Однако в случае с аллергией, как никогда, важно, чтобы лечение было обусловлено клиникой и степенью выраженности заболевания. Если аллергия выражена несильно, например только ринитом или конъюнктивитом, то бывает достаточно ограничиться приемом препаратов местного применения (капли).
«Необходимо ограничить использование и препаратов первого поколения (Супрастин, Тавегил и пр.), – указывает еще на одну ошибку Натэлла Зинченко. – Это связано с тем, что лечение аллергии носит длительный характер, а препараты первого поколения можно использовать только две недели из-за тахифилаксии (Tachyphylaxis – быстрое прогрессирующее снижение лечебного эффекта). Кроме того, они имеют целый ряд серьезных побочных эффектов, которые проявляются уже в первые дни приема. Эти препараты противопоказаны при вождении автотранспорта, так как вызывают сонливость и снижение реакции, не рекомендуются при таких заболеваниях, как гипертония, глаукома, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиты, бронхиальная астма и другие. У мужчин длительный прием этих лекарств может привести к развитию аденомы предстательной железы. Исключение составляют только инъекционные формы, которые используются при острых аллергических реакциях».
Революции не произошло, но сдвиги есть
Современные разновидности аллергии и лечиться должны по новым адекватным схемам, считают специалисты. Поэтому в практике врачей появляются новые лекарственные средства и более совершенные подходы к лечению. Прежде всего это антилейкотриеновые препараты, которые блокируют в организме больного медиаторы воспаления – лейкотриены. А в последние три года стал использоваться препарат, который блокирует специфические антитела IgE, тем самым исключается возможность взаимодействия аллергена и антитела.
Однако прежде чем в новинку поверят врачи, она войдет в широкую медицинскую практику, лекарство должно пройти сложный путь многочисленных клинических испытаний. Только тогда средство получит право называться лечебным и выйдет на рынок.
«Поэтому пока революции в лечении аллергии не произошло, – констатирует Натэлла Зинченко. – На первом месте остаются старые знакомые, но в новом исполнении – антигистаминные препараты второго поколения».
Сегодня основными препаратами для лечения аллергических заболеваний, таких как атопический дерматит, аллергический круглогодичный ринит, поллиноз, являются антигистаминные препараты, такие как лоратодин, дезлоратодин, цитиризин, левоцитиризин, фексофенадин, эбастин. Они представлены в разных формах в виде таблеток, капель, сиропа и не имеют тех осложнений, которые есть у препаратов первого поколения. К тому же они эффективны при приеме один раз в день и продолжают хорошо работать при длительном использовании, не требуя замены. «При лечении детей необходимо учитывать наличие специальной детской формы, – отмечает доктор Зинченко. – Это очень важно, так как малышам до 6 лет запрещено, а детям до 12 лет не рекомендуется пить таблетки. Также категорически недопустимо делить «взрослые» таблетки на части».
Специалисты уверены: если бы пациенты соблюдали все эти правила, риск развития аллергии у многих можно было бы снизить в разы.