Posted 15 марта 2011, 21:00
Published 15 марта 2011, 21:00
Modified 8 марта, 06:26
Updated 8 марта, 06:26
В департаменте организации и контроля Министерства юстиции «НИ» вчера сообщили, что «до настоящего времени представления по результатам проверки» Счетной палаты в ведомство «не поступало». А «в случае поступления» оно будет рассмотрено в порядке, установленном федеральным законом о Счетной палате РФ.
Между тем начальник инспекции департамента по контролю расходов федерального бюджета аппарата Счетной палаты РФ Игорь Черемухин отметил в разговоре с корреспондентом «НИ», что служащие «провинившихся» ведомств «выбирают иномарки, исходя не из дешевизны, экономичности расхода топлива, а, наоборот, ставят условием престижность машины и чтобы двигатель помощнее». В итоге, по его словам, «содержание единицы автотранспорта в центральных аппаратах Минюста России и подведомственных ему служб по сравнению с их территориальными органами выше в 5–6 раз». По оценке г-на Черемухина, подобные злоупотребления связаны с тем, что сейчас «отсутствуют четкие законодательные определения, машину какого класса полагается иметь тому или иному чиновнику, а вопрос решается личной подписью руководителя ведомства».
В пресс-службе Счетной палаты «НИ» также сообщили: стоимость приобретаемых автомобилей в Минюсте, ФСИН и ФССП «сейчас определяется самостоятельно, что снижает эффективность использования бюджетных средств на приобретение автомобилей». Это создает предпосылки для коррупции, ведь по закону все госзакупки, включая автомашины, должны осуществляться на конкурсной основе благодаря системе прозрачных торгов.
Напомним, что не далее как в прошлом году следственные органы уже возбудили уголовное дело по факту мошенничества при заключении контрактов на поставку автомобилей Merсedes-Benz для нужд российских госорганов. Скандал вокруг Daimler AG разгорелся 23 марта 2010 года, когда Минюст США обвинил концерн в коррупции. Автопроизводитель признал, что его представители платили «откаты» чиновникам в 22 странах, включая Россию. Взятки давались, чтобы получить госзаказы на машины. В частности, в нашей стране Mercedes-Benz закупали гараж особого назначения ФСО, МВД, Минобороны, правительство Москвы, муниципалитеты Уфы и Нового Уренгоя. В общей сложности на взятки российским чиновникам компания потратила порядка 4 млн. евро, заработав на этих сделках 64,6 млн. Иными словами, «вложение средств» окупилось 16 раз.
На днях Федеральная антимонопольная служба подготовила законодательные поправки, которые меняют правила государственного заказа. Цель – сделать госзакупки более прозрачными и запретить чиновникам покупать товары премиум-класса, например автомобили с массажными креслами или золоченые унитазы. Как пояснил руководитель ФАС Игорь Артемьев, по машинам для госслужащих правительство собирается установить четкие нормативы «как по цене, так и по качеству, включая предельную цену и класс автомобиля». Игорь Черемухин убежден, что в этом есть смысл, поскольку «пока в России полностью отсутствует четкая законодательная база, чтобы точно определить, чиновнику какого ранга какая марка машины должна соответствовать». Представитель Счетной палаты вспомнил по этому поводу советские времена, «когда четко прописывалось: одному – «Волга», другому – «Чайка».
О том, что закон о госзакупках нуждается в корректировке, говорил в ноябре прошлого года и президент Дмитрий Медведев, с возмущением отметивший, что коррупция в сфере государственного заказа уже достигла 1 трлн. руб. Победить воровство и взяточничество при закупке служебных авто, в частности, предполагается благодаря выводу торгов в Интернет. Однако, как сообщил «НИ» президент антикоррупционного фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров «пока у нас в стране не будут созданы законодательные условия для открытой, свободной конкуренции при проведении государственных торгов, даже Интернет не поможет». Поэтому, видимо, борьба с неистребимой любовью чиновников к дорогим иномаркам многие годы тонет в рокоте мощных двигателей служебных «Лексусов» и «мерсов».