–Мы, ветераны биатлона, возвращались из Ханты-Мансийска, словно с похорон. Конечно, надо сказать большое спасибо Максиму Максимову и Жене Устюгову за то, что даже вопреки обстоятельствам завоевали серебряные медали. Да и в мужской эстафете мы показали хороший результат. Благодаря этим спортсменам чемпионат мира нельзя считать совсем уж провальным, но сборная сделала еще один шаг вниз даже по сравнению с прошлым сезоном. Мое мнение: основная ответственность за этот результат лежит на плечах главного тренера сборной Владимира Барнашова. Он на протяжении всей подготовки к первенству, как правило, шел на поводу у руководства Союза биатлонистов России, заставляя старших тренеров мужской и женской команд выполнять указания, с которыми те не всегда были согласны. Тому же Хованцеву он, образно говоря, выкручивал руки, указывая, где проводить сборы. А ведь именно старшие тренеры находятся со своими подопечными в постоянном контакте, а главный осуществляет общее руководство и вносит небольшие коррективы в работу, да и то не в виде приказа, а рекомендации.
Именно Хованцев попросил меня поработать с женской командой в качестве консультанта. Я видел свою задачу в том, чтобы помочь прежде всего молодым спортсменкам разобраться с тактикой ведения гонок. Ведь очень важно уметь правильно преодолевать подъемы и спуски, от этого зависит в том числе меткость и быстрота стрельбы. Посмотрите на немку Нойнер. Она стреляет хорошо, потому что и бежит здорово, не устает. Я хотел помочь команде на сборах в августе и сентябре. Но стоило мне появиться в расположении сборной еще с ознакомительной целью в июле, как Барнашов прямым текстом сказал: «Что ты тут вообще делаешь?» Так что консультантом я был больше формально. В декабре в сборной отказались от услуг норвежского консультанта Кнута Берланда. А ведь именно он должен был помочь перевести наших спортсменов на новый уровень физической и технической готовности. От него, видимо, ожидали какого-то чуда, мгновенных результатов. Но техника опытного спортсмена – это работа на автомате, и переходить на новую методику надо плавно, отдельно отрабатывая каждый элемент сначала летом на роллерах, а потом зимой на лыжах. И дальнейший ход событий показал, что Барнашов просто узурпировал власть, авторитарно руководя сборной. От Ткаченко (старший тренер мужской команды. – «НИ») с Хованцевым зависело не так уж много. Да, непосредственно лыжной подготовкой наших спортсменов занимался Валерий Медведцев, но он слишком увлекся и просто загнал молодежь. Нагрузки были дозированы неверно и неравномерно. По разным причинам Черезов, Устюгов, Максимов и Маковеев не все время готовились по этим программам, поэтому и на чемпионате выглядели немного свежее остальных. С девушками было примерно то же самое. Наши лидеры – Зайцева и Слепцова подошли к мировому первенству далекими от оптимальной формы. Но Барнашов весь сезон делал вид, что все идет по плану.
По ходу чемпионата мира я сразу понял, что всю ответственность за неудачи этот человек переложит на плечи старших тренеров. И нашумевшая история с Хованцевым, уволенным во время женской эстафетной гонки, мои предположения подтвердила. Чуть раньше исполнительный директор СБР Сергей Кущенко сделал и мне своеобразный подарок ко дню рождения, который был 7 марта. Заявил, что я больше не являюсь консультантом сборной. Ладно я, но такой шаг, как увольнение старшего тренера, можно было предпринимать только после совета специалистов. Но вышвыривать человека из команды прямо по ходу турнира... Это что, стиль современных менеджеров?..
Думаю, что и Оля Зайцева решила уйти из биатлона во многом под впечатлением от той угнетающей обстановки, которая сложилась сегодня в сборной. И уговорить ее остаться, на мой взгляд, можно лишь в том случае, если Барнашов покинет свой пост. Но насколько я знаю, Кущенко собирается обратиться в Министерство спорта с просьбой продлить его пребывание в должности главного тренера. Ветераны биатлона – в частности Виктор Федорович Маматов, Анатолий Николаевич Алябьев, Юрий Кашкаров, я – уже встретились с заместителем Кущенко Александром Паком и высказали свое мнение о работе Барнашова. Мы считаем, что под его руководством результаты сборной России на Олимпиаде в Сочи болельщиков не порадуют. А для того, чтобы хорошо выступить на Играх, надо поднимать функциональное состояние наших спортсменов, а то мы на одном круге проигрываем конкурентам по 30 секунд. Но делается это плавно, не за один месяц. Конечно, надо много работать над точностью и скоростью стрельбы. Но для этого опять же нужна отличная «функционалка». А так у нас есть очень способные спортсменки, например Ульяна Денисова, Катя Глазырина... Есть, конечно, Слепцова, хотелось бы надеяться, что вернется Зайцева. У мужчин могут выстрелить Устюгов, Антон Шипулин. Да и вообще у нас есть талантливая молодежь на подходе, только с ней надо грамотно работать. И самое главное – нужен дружный тренерский штаб профессионалов, которые могли бы работать исходя из своих знаний и опыта, а не по директивам сверху.
Сергей КУЩЕНКО, исполнительный директор Союза биатлонистов России:
|