Posted 14 марта 2011, 21:00

Published 14 марта 2011, 21:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Перекресток платных дорог

14 марта 2011, 21:00
В воскресенье на Чистопрудном бульваре в столице прошел пикет защитников подмосковных лесов. Собрались противники вырубки под строительство трассы Москва–Санкт-Петербург солнечногорских лесов, национального парка «Завидово» и Химкинского леса. Тем временем вышел в свет новый номер газеты «Химкинская правда жива». «Новы

«Вырубка лесов Солнечногорского района – второй после Химкинского леса планирующийся акт уничтожения лесов московского региона под строительство платных автодорог.

Головной участок скоростной трассы Москва–Санкт-Петербург 15 км – 58 км, включающий участок от МКАД до Солнечногорска, по планам государственной компании «Российские автомобильные дороги» должен быть построен до 2013 года. При этом участок с 29 км до 58 км планируется прокладывать по лесам Солнечногорского района Московской области.

Головной участок ЦКАД от пересечения со скоростной автомобильной дорогой Москва–Санкт-Петербург до пересечения с автомобильной дорогой М-8, который планируется ввести в эксплуатацию до 2015 г., должен на территории Солнечногорского района также пройти по лесам.

Эти леса, как и Химкинский лес, относятся к категории защитных лесов. И не просто защитных лесов, а лесов 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, то есть играют важнейшую роль в поддержании водного режима. Именно в этих лесах берет свое начало река Клязьма, чуть ниже по течению которой образовано Клязьминское водохранилище, являющееся одним из источников водоснабжения Москвы.

Под трассу Москва–Санкт-Петербург и ЦКАД планируется вырубить еловые и смешанные леса. Располагаясь сравнительно близко к Москве, эти леса важны для регулирования экологической ситуации в столице и ближайших населенных пунктах (качество атмосферного воздуха и питьевой воды). Эти леса обеспечивают сохранение на своей территории многих видов дикой флоры и фауны, в том числе включенных в Красную книгу Московской области (ККМО) (13–15 видов растений из ККМО). К вырубке планируется редкий массив старовозрастных искусственных посадок лиственницы вблизи деревни Клушино. Наши предки около 150 лет назад заботились о воспроизводстве лесов и сажали эти лиственницы для нас, своих потомков, хотя леса в то время были не чета нынешним. А вот некоторые потомки хотят пустить под топор этот бесценный дар предков.

Кто же помогал нашим чиновникам обосновывать инвестиции в проект? Ответ на этот вопрос находим на официальном интернет-сайте Министерства транспорта РФ. Минтранс сообщает о подведении итогов конкурса на обоснование инвестиций в строительство скоростной платной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург. Цитируем: «Конкурсная комиссия приняла решение признать победителем группу предприятий в составе: ОАО «Гипродорнии» с 9 филиалами и субподрядными организациями: «Эрнст энд Янг Лимитед», «Фреш-филдс Брукхаус Дерингер» и «Рамболь Данмарк А/С». Конкурсная комиссия приняла во внимание, что вышеуказанные партнеры ОАО «Гипродорнии» обязуются после заключения государственного контракта заключить договоры субподряда на соответствующие объемы работ». Конец цитаты.

Очень сомнительно, что эти иностранные компании и их хозяева, которые никогда в России не жили и жить не будут, проявляли заботу о нашей экологии. Скорее цель была проще – поменьше вложить и побыстрее и побольше получить.

Необратимость ущерба для лесов Солнечногорского района и в целом для экологической ситуации на северо-западе Подмосковья от строительства скоростных трасс Москва–Санкт-Петербург и ЦКАД отмечена в ряде экологических исследований и независимых заключений:

– в труде «Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15–58 км», подписанном многими авторитетными учеными России;

– в Заключении по проектам ЦКАД и СТМСПб (скоростная трасса Москва–Санкт-Петербург. – «НИ») в Солнечногорском районе, сделанном Центром охраны дикой природы;

– в Заключении об экологической ценности природных и природно-антропогенных сообществ на территории Солнечногорского района Московской области в зоне проектирования ЦКАД, сделанном Московской экологической федерацией;

– в Экспертном заключении Института водных проблем РАН.

В частности, в своем заключении Центр охраны дикой природы отмечает, что лесной массив Поваровского участкового лесничества (вблизи деревень Льялово, Жилино, Никольское, Болкашино, Бухарово), который должен разбиться трассами на несколько частей, потеряет способности выполнять экосистемные функции, а его устойчивость к неблагоприятным воздействиям резко понизится. По оценкам этой организации только в стометровой полосе отвода ЦКАД и трассы Москва–Санкт-Петербург будет безвозвратно утрачено более 350 га лесов, а в результате фрагментации – свыше 500 га. Неизбежное развитие инфраструктуры и застройки в будущем еще более углубит экологическую ситуацию в районе.

Существующий проект автодороги Москва–Санкт-Петербург принят с грубым нарушением требований российского лесного законодательства об участии граждан в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, в том числе при строительстве на территории лесов автодорог. Публичные слушания по проекту прохождения трассы в Солнечногорском районе не проводились.

Анализ фотографий местности со спутника, доступных через Интернет, и анализ реальной застройки местности показывают, что на указанном участке 29–58 км будущей автодороги в Солнечногорском районе существует реальная альтернативная возможность прохождения трассы Москва–Санкт-Петербург по территориям, полностью свободным от леса, или территориям, где требуется минимальная вырубка лесного фонда.

Впрочем, простой экономический расчет показывает, что трассы в принципе не реально окупить за счет взимания только платы за проезд. Действительно, стоимость строительства участка трассы Москва–Санкт-Петербург от МКАД до Солнечногорска протяженностью 43 км, заявленная в Программе деятельности государственной компании «Российские автомобильные дороги» (документ утвержден распоряжением правительства РФ № 2146-р), составляет почти 60 миллиардов рублей. При объявленной стоимости проезда 3 рубля за километр, потоке 20 тысяч автомобилей в сутки (в реальности, думается, будет еще меньше) получаем годовой доход от эксплуатации этого участка чуть менее миллиарда. Если считать, что обычная норма прибыли за вычетом накладных расходов на эксплуатацию составляет 10% от дохода, то прибыль должна составить 100 миллионов рублей в год. Таким образом, трасса окупится за... 600 лет.

А как же старое Ленинградское шоссе, по которому будут ездить многочисленные дачники, ходить общественный транспорт, который не пустят на платную трассу? Еще немного цифр. Как следует из федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», утвержденной постановлением правительства РФ № 848 с изменениями от 22.12.2010 г., на реконструкцию автомобильной дороги М-10 «Россия» – от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга – должно быть выделено 8 миллиардов 421 миллион рублей. Выше уже сказано, что на 43 км платной автодороги до Солнечногорска планируется выделить около 60 миллиардов рублей. То есть на все 680 км старой Ленинградки выделяется денег в 7 раз меньше, чем на первые 43 км платной автодороги. Вот бы эти 60 миллиардов на реконструкцию старого Ленинградского шоссе! Может быть, и нового шоссе не понадобилось бы?»

ПОЯВИЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ТРАССЕ МОСКВА–САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Независимая экологическая экспертиза обозначила 11 вариантов трассы Москва–Санкт-Петербург. Но появился 12-й – по уже существующим дорогам. Предлагается расширить дорогу, которая соединяет Ленинградское шоссе с Новорижским и ведет из Твери в Волоколамск. Таким образом, часть автомобилистов смогут попасть в Москву через Новорижское шоссе. «От Твери до Волоколамска дорога уже построена, она называется Р90, – сказала «НИ» активистка коалиции «За леса Подмосковья» Елена Родина. – Новорижское шоссе выходит на проспект Маршала Жукова, а не «в никуда». «Если эту дорогу расширить, никакая платная трасса не нужна, – заявил «НИ» представитель Общества охраны природы города Клина Павел Красотин. – От города Торжка до Твери на Ленинградском шоссе никаких пробок нет, там вообще легковые машины отсутствуют. Они бывают только по пятницам, когда очень жарко и все едут отдыхать либо на Селигер, либо на Валдай. Я по этой трассе езжу постоянно. И Новорижского шоссе достаточно, его тоже можно расширить. Эта дорога не затрагивает здесь ни один населенный пункт, здесь хоть восемь полос в одну сторону и восемь полос в другую делай».
Транзитный транспорт – различные грузовые фуры – активисты предлагают пустить в обход столицы по уже существующим дорогам, которые требуется только отремонтировать. Новое строительство может понадобиться лишь на участке от поселка Уваровка в Московской области до города Медынь в Калужской области. Далее дорога на Калугу, Тулу и Рязань уже имеется. «Кому нужен поток в Москву – пожалуйста, по Новой Риге, а транзит в обход», – говорит Елена Родина. Одной из причин пробок в Московской области является обилие складов. По данным экологов, в московском регионе сосредоточено 70% от общего объема складских площадей РФ. Их основная часть расположена в зоне тяготения МКАД, а вдоль основных магистралей формируется плотный пояс логистических объектов. «Можно вынести склады за пределы московского региона», – заключает г-жа Родина.
Александра КОШКИНА

Подпишитесь