Posted 4 марта 2011, 21:00
Published 4 марта 2011, 21:00
Modified 8 марта, 06:29
Updated 8 марта, 06:29
В начале года основной удар по карманам столичных потребителей наносят тарифы – ЖКХ, транспорт бьют сильно и больно. В этом году в атаку на москвичей пошли еще и акцизы на бензин, алкоголь, табак. Продукты на этом фоне ведут себя более-менее скромно. Не потому, что кому-то нас стало жалко, а потому, что повышение и тарифов, и акцизов заранее включается в стоимость продовольствия по всей цепочке еще в декабре, к новогодним праздникам.
Но потом наступает февраль, и цены обычно снимают с паузы. Иного нам, увы, не дано уже много лет. В том, что наши кошельки похудеют, сомневаться не приходится, различаться могут только масштабы подорожания. В докризисном для России феврале 2008-го наша корзина подорожала за месяц на 2%, через год – на 6,5%. В 2010-м за тот же набор из 23 продуктов москвичам пришлось платить на 11,5% больше. Прошедший месяц, накинувший к цене нашего набора 4,6%, не стал исключением.
Тому, что свежие огурцы стали дороже практически в полтора раза, а бананы и апельсины – на 12%, вряд ли кто-то удивился. Конец календарной зимы всегда чувствителен для сезонных овощей. Фрукты же у нас в это время года – сплошь импортные, так что корни ценовых колебаний уходят порой за пределы России, в страны, откуда осуществляются поставки. Неприятно то, что в среднем на четверть стала дороже бескостная говядина. А если пройтись по всему мясному ряду, картина будет примерно такой же. Это, повторим, неприятно, но, к сожалению, не неожиданно.
Когда осенью прошлого года экономисты обсуждали, как скажется на ценах летняя засуха, много говорилось о том, что главным фактором для нашего рынка станет недобор урожая зерна. Причем не только и не столько продовольственного, сколько фуражного, то есть того самого, что идет на корм скоту. Сценарий многие специалисты озвучивали такой: резкий рост цен на фураж приведет к тому, что некоторым животноводческим хозяйствам, особенно мелким и средним, он станет не по карману. А раз скотину кормить нечем, ее начнут резать. Поначалу это выльется в то, что цены на мясо стабилизируются или даже упадут за счет того, что на рынок будут выброшены дополнительные объемы продукта. Но потом радость потребителя сменится его же печалью – цены на корма в лучшем случае останутся такими же, а предложение мяса станет сокращаться, и оно начнет дорожать. По большинству прогнозов, произойти это должно было как раз к концу зимы – началу весны. Мы в очередной раз убедились в том, что умных людей надо слушать – в большинстве торговых точек, где за ценниками наблюдают журналисты «НИ», говядина подорожала. Диапазон повышения цен – от 14 до 65%.
Если исходить из экспертных оценок, долго это мясное ралли продолжаться не может, потому что продукт не эластичный. Иными словами, если говядина будет продолжать дорожать и дальше, спрос на нее начнет резко падать – это ведь не хлеб, не молоко, не сахар. Так что в рационе питания малобюджетных семей (а их у нас, увы, очень много) сначала начнется заметное сокращение потребления этого продукта, а потом «мясная статья» расходов может просто исчезнуть. И хотя ценообразование у нас порой, мягко говоря, странное, фактор спроса в нем все же учитывается. А посему цена на говядину должна, по идее, достигнув какой-то верхней точки, стабилизироваться.
Колебания по другим позициям корзины «НИ» в целом укладываются в устоявшуюся норму: если что-то сегодня подорожало в пределах 10%, это отнюдь не означает, что цена на этом уровне и останется – через месяц она может вернуться к прежнему значению. Но, как бы то ни было, разгон образца 2011 года начался. За первые два месяца стоимость нашего продуктового набора поднялась на 3,6%. Это, надо признать, не так уж много. Для сравнения: в 2008 году, когда мы еще верили, что кризис обойдет нас стороной, корзина «НИ» с 1 января по 29 февраля подорожала на 7%, в 2009-м двухмесячный результат составил 6%, в 2010-м – 11,8%.
В заключение, как всегда, попробуем заглянуть на месяц вперед. Наш редакционный опыт ценовых замеров свидетельствует: март никогда не радует столичных потребителей дешевизной, но и не огорчает их резким удорожанием продуктов. Увеличение стоимости нашей корзины в последние три года укладывалось в коридор 0,7–4%. Минимум пришелся на 2009 год, максимум – на 2010-й. А поскольку инфляционные ожидания сегодня характерны и для населения, и для властей, можно предположить, что результат начавшегося месяца будет близким к максимуму последних лет. В общем, наш мартовский прогноз – 3,5–4% «сверху».