– Ольга Дмитриевна, сейчас на кафедрах рекламы и маркетинга во многих вузах страны читают лекции, в том числе и по выставочной деятельности. Почему возникла необходимость в отдельной специальности?
– Это требование времени, если мы хотим эффективно развивать выставочный сектор, мы должны готовить профессионалов, знающих, как это делать, владеющих не только знаниями, но и навыками. Действительно, в учебные планы по рекламным специальностям нередко включен небольшой курс «Выставочный сервис», примерно 60 академических часов, но это не решает проблему нехватки кадров в выставочном бизнесе. Любая выставка – это мультифункциональное мероприятие, требующее от человека специальных знаний в области экономики (мировой и российской), менеджмента, навыков делового общения с людьми, коммуникации, психологии потребителя, привлечения клиентов для заключения сделок. Это совершенно отдельная сфера деятельности, которая нуждается в собственных профессионалах. Речь не только о сотрудниках компаний, непосредственно занимающихся организацией и проведением выставок и конгрессов, но и о менеджерах предприятий, которые отвечают за выставочное направление. Компании-экспоненты – это ведь тоже часть выставочного бизнеса, и на предприятиях тоже должны работать профессионалы. А в результате пока их не хватает, и подготовкой стендов занимаются рекламщики, маркетологи, пиарщики, на выставки отправляют инженеров, кого угодно. Поэтому, составляя учебную программу, мы постарались посмотреть на проблему шире, чтобы, отучившись у нас, человек мог трудоустроиться не только на выставочных комплексах, но и на предприятиях-экспонентах отечественных и зарубежных выставок и ярмарок.
– В каких-то российских вузах обучают по выставочной специальности?
– В настоящее время специалистов данного профиля не готовит ни один вуз России.
– Насколько остро стоит кадровая проблема в выставочной индустрии Мордовии? В чем конкретно это выражается?
– Специалистов-выставочников в республике просто нет, но такая же проблема и в других регионах. Поэтому подготовка специалистов в данной отрасли будет осуществляться не только для Мордовии, мы будем рады видеть в стенах нашего университета студентов из всех уголков России и СНГ.
– Это будет отдельный факультет?
– Нет, до профильного факультета пока далеко. Обучение по новой специальности – «Выставочный менеджмент» – планируется начать на факультете дополнительного образования МГУ им. Н.П. Огарева совместно с «Мордовэкспоцентром», собственно, это была совместная идея университета и руководства выставочного центра. Учебная программа будет осуществляться по всем направлениям выставочно-конгрессной деятельности: дизайн и строительство выставочных центров; подготовка менеджеров по организации выставок и конгрессов; подготовка стендистов, которые работают на выставках. Будут преподаваться экономические дисциплины – маркетинг, менеджмент, PR и реклама, международный маркетинг, деловое общение. Особое внимание мы уделим практическим дисциплинам, чтобы, получив профильное образование, наш выпускник умел если не все, то очень многое: организовать с нуля выставку или конгресс; проинструктировать стендистов, как встречать и вести себя с посетителями; создать правильный с точки зрения организации пространства и зон стенд; представить товары и услуги в наиболее выгодном свете и заинтересовать потребителя.
– Кто готовил учебную программу и какие наработки учитывались при ее подготовке?
– На данный момент учебный план по специальности «Выставочный менеджмент» находится в стадии разработки. Курсы лекций будут основываться на учебно-методической литературе известных в области выставочной индустрии авторов.
– Кто будет преподавать теоретические и практические дисциплины? Планируете ли вы приглашать в Саранск специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, из-за рубежа?
– Преподавательский состав – это наши преподаватели, специалисты ведущих выставочных центров России, в частности московского «Экспоцентра». Через РСВЯ мы планируем приглашать специалистов UFI из Ганновера, Лейпцига, Брно, других крупнейших выставочных центров Европы для проведения мастер-классов и семинаров. Для студентов будет очень ценным и полезным практический опыт профессионалов из-за рубежа.
– Сколько студентов будете набирать и каковы условия обучения? Можно ли будет получить специальность «Менеджера-выставочника» бесплатно, за государственный счет?
– Академическая группа на первом этапе будет 20–25 человек, Условия обучения будут определены позже, предусмотрена и платная, и бюджетная формы. Надеемся, что, учитывая высокий спрос на данных специалистов, бюджетных мест будет больше, чем коммерческих.
– Предполагается ли целевое направление на учебу со стороны выставочных компаний?
– Да, часть наших студентов составят сотрудники предприятий и фирм, регулярно участвующих в выставках и особенно остро нуждающихся в грамотных специалистах. Их обучение будет оплачиваться из средств компаний.